Матэ, Василий Васильевич

Матэ, Василий Васильевич

(Mathé); гравер на дереве и крепкой водкой, родился в Пруссии, в 1½ часах езды от Вержболова в 1856 г.; детство свое провел в имении отца в Любани (близ Петербурга); воспитывался в реформатском училище в Петербурге. Еще в бытность учеником этого училища он посещал Петербургскую рисовальную школу для приходящих, где в 1872 году занимался гравированием под руководством А.А. Серякова. В 1875 г. поступил в Акад. художеств, a в 1880 был на один год послан академиею к Панемакеру в Париж для усовершенствования в гравировании, на средства в. кн. Владимира Александровича. В 1882 г. совет академии нашел возможным продлить срок пенсионерства его еще на три года за работы, присланные им из-за границы на всероссийскую выставку в Москве. В это время он занимался и гравированием на меди под руководством знаменитого французского гравера Гальяра. По возвращении в Петербург в 1884 году он был приглашен преподавателем ксилографии и офорта в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где занимал эту должность до последнего времени. В 1894 г. избран действит. членом вновь преобразованной Академии художеств; и вслед за тем определен в оной профессором — преподавателем гравирования, на место уволенного в этом году гравера Пожалостина. При огромном таланте Матэ отличается необычайным трудолюбием, и нет почти ни одного иллюстрированного журнала, в котором бы он не участвовал своими ксилографиями. (Эта биография заимствована из "Наших Художников" Ф.И. Булгакова.) Представляю список его офортов:

1. Портрет Банвиля, неконченый; сделан в Париже.

2. Портрет Мусоргского: "Матэ 1881".

3. Портрет В.В. Верещагина. 1-е оттиски с большой доски и с головкою натурщика внизу; во 2-х головка натурщика почти стерта; 3-и — с уменьшенной доски; часть доски, где была головка, почти вся отрезана; 4-е с подписью: "Матэ 1882 | paris". В 5-х левое плечо заштриховано и закруглено. 4-е и 5-е приложены к 1-му вып. журнала Вестн. Изящн. Искусств ,1883 г.

4. Оттиск с доски, на которой едва намечена женская головка. У Е.Е. Рейтерна.

5. Голова старого крестьянина (неконченая).

6. Портрет Самойлова (сына), сидящего y окна с гитарою. Внизу подпись: "Самойлов — гра на м | Матэ"; на стеклах окна надпись: "Сойди сюда на берег темный | нас скроет сумрак голубой | моя Сашка канашка".

7. Статуя сидящей женщины с показанием скелета: "В. Матэ".

8. Надгробный памятник Мусоргского: "В. Матэ".

9. Старый боярин, с картинки Чистякова. Неконченая доска.

10. Приглашение на елку в Париже: женщина в русском платье отдергивает занавесь, на которой изображен двуглавый орел; за занавесью елка: "На елку | на русскую | в Париж y русских художников — пожалуйте. К.Н.К..."

11. На одной доске два изображения:

1. Мужчина, лежащий на траве, и 2. Ряд изб, две разговаривающие бабы, вдали церковь.

12. Старик еврей вдевает нитку в иголку; с барельефа Антокольского. В 1-м оттиске барельеф без рамки; во 2-м с рамкою.

13. Портрет Викт. Пав. Гаевского: "В. Матэ | В. Гаевский (гриф) — Учредитель премии гравирования при Императорском Общ. Поощ. Худ.".

14. Божия Матерь с Младенцем на престоле, по бокам два святых. С эрмитажной картины.

15. Портрет раввина Манасе бен Израэля; с картины Рембрандта в Эрмитаже.

16. Мария Магдалина с карт. Мурильо. 1-й оттиск: лицо очень зачернено. 2-й — лицо ослаблено, волосы и платье усилены. 3-й — фон, лицо, волосы и платье усилены; эти оттиски прилагались к 5-му вып. журн. Вестн. Изящ. Искусств, 1885.

17. Портрет Рембрандта, им самим написанный, из Лейхтенбергской галереи. 1-е пробные отпечатки; 2-е оконченные оттиски. 3-и с укороченной доски для 4-го выпуска журнала Вестн. Изящ. Искусств, 1886 г.

18—23. Шесть досок для каталога выставки серебряных изделий в школе барона Штиглица (1885 года), именно листы 7, 22, 23, 25, 28 и 34.

24. Царь Иван Грозный с сыном Иваном, смертельно раненным. Большая неконченая гравюра с картины И. Репина, 1885.

25. Царь Иван Грозный y смертного одра своего сына. С картины В. Шварца.

26. Погрудной портрет актера В.В. Самойлова; без подписи.

27. Погрудной портрет Д.В. Григоровича.

28. Погрудной портрет Д.А. Ровинского.

29. Погрудной портрет И.Н. Крамского: "В. Матэ"; неконченый.

30. Князь Сергей Григорьевич Гагарин; профиль вправо; неконченый.

31. Гравюра с картины Вандика: "Томас Франц Кариньян Принц Савойский. В. Матэ".

32. К. Брюллов рисует, другие смотрят на него.

33. Погрудной портрет банкира Э.М. Мейера, 3/4 вправо, в круглой рамке с драпри, над которой: "MDCCCLX и MDCCCLXXXV", a внизу изображены: зять его Карл Фед. Винберг и дом Мейера на Английской набережной.

34. Крестьянин с мешком в левой руке y входа в хату. С собственного рисунка.

35. Портрет В.В. Стасова, с оригинала И. Репина. Неконченый.

36. Погрудной портрет Н. Лескова, с фотографии, для издания его сочинений, 1889 г.

37. Поколенный портрет Сергея Никол. Шубинского, редактора Истор. Вестника (1890). Подп.: "Матэ".

38. Большой посмертный портрет нефтепромышленника Нобеля; 1891.

39. Погрудной портрет, 3/4 вправо, Надежды Яковлевны Шведовой, рожд. Вейнберг: "Общественная деятельница — в области — благотворительности и педагогии".

40. Этюд с натурщицы: "Матэ"; неконченый.

Но еще значительнее число его гравюр на дереве, которые он делает всегда живописно, мягко и характерно; их теперь уже более 200, и они очень ценятся любителями и составляют лучшее украшение иллюстрированных журналов. Вот главнейшие портреты: А.А. Половцев, И.А. Гончаров, Е.И. Ламанский, Айвазовский, стоящий перед мольбертом; вел. кн. Елена Павловна и сотрудники ее по консерватории; И.Н. Крамской; граф Л.Н. Толстой, в креслах читает; он же за работою в поле (1887). Он же в деревне (1892); он же в кабинете; все с картин и рисунков Репина. М.Х. Рейтерн (1890). А.Г. Рубинштйн (1889). А. Боголюбов, В.В. Верещагин, танцовщица К. Брианца, певица Мравина, тенор Фигнер, А.С. Суворин; М. Зичи и масса других. Из копий с картин особенно замечательны: "Боярыня Морозова", с картины Сурикова; цыганка, с картины Харламова; женская головка, с Греза, голова Иоанна Крестителя, с Иванова.

Другие многочисленные ксилографии его находятся в журналах: "Русская Старина", "Исторический Вестник", "Пчела" (с 1876 до прекращения), "Живописное Обозрение" (с 1879 по 1883), "Всемирная Иллюстрация" (с 1887), в изданиях: Ушинского "Родное Слово" и "Детский Мир", "Воспоминания" В.В. Верещагина, "Дома и на Войне" А.В. Верещагина, "Геология" проф. Иностранцева для СПб. университета; "Иллюстрированная История Петра Великого" (изд. А.С. Суворина), "Иллюстрированная История Екатерины II" (то же), "Словарь д-ра Симонова", "Запорожье" г. Эварницкого, "Волынь" и "Белорусия и Литва" (изд. П.Н. Батюшкова), "Конек-Горбунок" Ершова, "История русской литературы" г. Полевого; портреты для "Дешевой Библиотеки".

{Ровинский}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me