Израиль
(Исраэль)
I. Имя праотца Яакова*.
II. Еврей, не являющийся ни потомком левитов*, ни потомком Когенов* (по мужской линии).
III. Название государства десяти еврейских колен*, отделившегося после смерти царя Соломона от его царства.
IV. Название возрожденного современного Еврейского государства.
V. "Ам Исраэль" — еврейский народ.
Многие историки делят еврейскую историю на два периода — древний период до вавилонского плена и период, начавшийся с "шиват Цион" (возвращение к Сиону из вавилонского плена). Первый период называют историей Израиля, а второй — историей евреев (иудеев). Основой такой периодизации служит предположение, что изгнанные десять колен — население Израильского царства — ассимилировались среди окружающих народов, и следы их затерялись. Сохранились только потомки жителей Иудеи — колено Иегуды, колено Биньямина, растворившееся в первом, и часть колена Леви. Согласно этому предположению, история И. после возвращения из Вавилона Сводится к истории колена Иегуды, или истории иудеев. Во всех книгах Торы и других документах, написанных до царствования Соломона, упоминается только одно название еврейского народа — "Израиль" ("Исраэль"). После раскола нации на два царства имя это перешло к десяти коленам, а иудеи не назывались так ни в книгах Пророков, ни в Хрониках (Диврэй hа-ямим). Если "Израиль" и "Иегуда" упоминались вместе, то обычно (не всегда) — как враждебные стороны. Хотя пророки, говоря об иудеях и Иудее, упоминают иногда имя "Исраэль", но только как приложение к имени Господа: "Бог Израиля" или "Святыня Израиля", чтобы подчеркнуть единство веры для обеих частей нации. Противоречие между "Исраэль" и "Иегуда" бросается в глаза не только в книгах пророков, написанных в период сосуществования двух царств, но и в книгах пророков, написанных после падения Израильского царства (книга Иеремии). Это противоречие исчезает у пророков, живших после падения Иудейского царства и вавилонского плена. В первых пророчествах Иехезкеля еще заметно это противоречие, но после разрушения Иерусалима исчезает постепенно имя "Иегуда" и его место занимает имя "Исраэль" — даже в речах, касающихся только иудеев. Это объясняется тем, что иудейские изгнанники встретились в Вавилоне с изгнанниками десяти колен, слились с ними в один народ и приняли древнее имя нации — "Исраэль". При этом сохранилось по сей день собирательное название евреев — иегудим (ед. ч. — иегуди), то есть иудеи, сыны Иегуды. В пророчествах Исайи (Иешаягу) на исходе вавилонского изгнания упоминаестся уже не "Иегуда", а "Исраэль" или синоним этого имени: "Бейт Яаков" (дом, или род Яакова). Во второй книге Исайи "Иегуда" упоминается лишь трижды, и не как название народа, а как название страны (Иудея). С возвращением из вавилонского изгнания общепринятым названием всей нации стало: "Исраэль". В этой функции имя И. укоренилось и в книгах Пророков и в Хрониках (Диврэй hа-ямим). Исключением из этого правила служат книги "Эстер" и "Нехемия". Авторы этих книг жили в городе Шушане (Сузы, Персия), где находились, главным образом, изгнанники из Иудеи. Название "Иегуда" упоминается по отношению к евреям только в нееврейских источниках. Сами же евреи в книгах пророков, в псалмах и во всей талмудической литературе держались за имя "Исраэль" (И.), символизирующее единство нации. Народ И., особенно после потери государственной независимости, стал излюбленным образом для авторов агады*. И сказано в ней: "Три свойства есть у этого народа: милосердие, скромность и благотворительность. Тот, в ком есть эти три качества, достоин своего народа" (Иев. 79). Авторы агады уподобляют Израиль голубке: "Кротка голубка, кротки и израильтяне; голубка подставляет шею ножу, так и Израиль, как сказано: "за Тебя убивали нас изо дня в день"... Голубка, встретившись со спутником жизни ее, не покидает его ради другого, так и Израиль: с того часа, как открыли они Бога, не покидают Его ради другого. Голубка, если отбирают у нее птенцов, никогда не покинет своего гнезда, так и Израиль : хотя разрушен Храм их, не отменили трех восхождений" (Песнь Р.). Особое значение придавали авторы агады единству Израиля: "...если берет человек связку прутьев, разве может он сломать ее? Но если берет он один прут, даже младенец может сломать его. Поэтому не спасется И., пока не будут все [евреи] как одна связка" (Тан.). И уподобляется И. горстке орехов: "Если берешь ты орех из горстки, все орехи раскатываются; так и И.: взят один из них, и все чувствуют это" (Песнь Р.). И еще: "Вот пальма эта. Нет в ней никаких отходов: финики для еды, ветви для крыши, волокна для канатов и бревна для строительства... Так и Израиль. Нет среди них никчемных: есть знатоки Библии, и знатоки Мишны*, и знатоки Талмуда" (Быт. Р.). Авторы агады часто подчеркивали, что И. не смешивается с другими народами: "Масло не смешивается с другими жидкостями; так и И. — не смешивается с народами. Масло служит для освещения; так и Израиль — светоч мира" (Песнь Р.). О замечательной стойкости И. повествует агада: "Вот роза, растущая среди терниев: северный ветер клонит ее к югу, и тернии колют ее; южный ветер клонит ее к северу, и тернии колют ее; и все же стебель ее тянется вверх. Так и И.: хотя гонимы и побиваемы они, сердце их тянется к Отцу их на небесах" (Лев. Р.).
Значения в других словарях
- ИЗРАИЛЬ — (Israel), Государство Израиль — гос-во на Ближнем Востоке. Образовано на части тер. Палестины в 1948 по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Брит, почта в Палестине прекратила свою деятельность в апр. 1948. Филателистический словарь
- ИЗРАИЛЬ — ИЗРАИЛЬ (Israel, Israhel) из Сен-Максимина (ок. 900, Бретань – ок. 970) – грамматик, логик, богослов, поэт. Учился в Риме. До 939 жил в Англии, где сохранились сделанные им подборки греческих текстов, с 940 – в Трире, где был наставником Бруно (925... Новая философская энциклопедия
- Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947... Топонимический словарь
- Израиль — (иврит Yisrael, арабское Isra’il, английское Israel), Государство Израиль, гос-во на Ближнем Востоке, на побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. в результате раздела британской мандатной территории Палестина на еврейское и арабское гос-ва. Словарь географических названий
- ИЗРАИЛЬ — Государство Израиль (Мединат Исраэль), — гос-во, расположенное в зап. части Азии, на побережье Средиземного м. На С. граничит с Ливаном, на С.-В. — с Сирией, на В. — с Иорданией, на Ю.-З. — с ОАР. Фактически занимаемая терр. 20,7 тыс. км 2. Нас. (на кон. Советская историческая энциклопедия
- ИЗРАИЛЬ — (еврейск. ji'œrâ'çl, от семитского имени, известного как личное имя в форме jsril в текстах второй половины 2-го тыс. до н. э. из Угарита и в форме Is-ra-il в ханаанейских текстах середины 3-го тыс. до н. Мифологическая энциклопедия
- Израиль — I Изра́иль Исраэль, в библейской мифологии второе имя Иакова. II Изра́иль Государство Израиль. I. Общие сведения И. — государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго-восточном побережье Средиземного моря. Граничит... Большая советская энциклопедия
- Израиль — Израиль (евр. Йисраэл). I. В Быт 32:28 (ср. Ос 12:4) знач. имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Библейская энциклопедия Брокгауза
- ИЗРАИЛЬ — (Государство Израиль) государство на Ближнем Востоке в западной части Азии. Образовано 14 мая 1948 г. на территории Палестины (бывшая подмандатная территория под управлением Великобритании) согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947... Словарь по конституционному праву
- Израиль — (Богоборец; Быт 32:28) — имя данное Иакову, когда он боролся с Богом в лице ангела Божия. «И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Библейская энциклопедия архим. Никифора
- Израиль — (Israel) См. Иерусалим6, Шестидневная война, Синайский полуостров. Энциклопедия битв мировой истории
- Израиль — Изр’аиль (герой Божий, князь или Богоборец) — имя, данное Богом Иакову, патриарху еврейского народа, после того, как он в Пенуэле боролся с Ангелом Божиим (Быт. Библейский словарь Вихлянцева
- Израиль — Государство Израиль, государство в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря, на части территории Палестины. Архитектура Израиля развивается в русле современных международных направлений (концертный зал... Художественная энциклопедия
- Израиль — Я, муж. Стар. редк. Отч.: Израилевич, Израилевна. Производные: Изя; Рая. Происхождение: (Др.-евр. имя Iis’ra’el — бог властвует.) Словарь личных имен
- израиль — [И прописное], Израиля, мн. нет, м. [др.-евр. Israel – прозвище Иакова, букв. боролся с богом] (церк., истор.). В библии – еврейский народ. Большой словарь иностранных слов
- израиль — (Евр.) Восточные каббалисты производят это слово от Изарала или Азара, Бога-Солнца. "Изра-ил" означает "борющийся с богом"; "солнце, поднявшееся над Иаковом-Израилем" означает Солнце — бога Изарала (или Изар-ила), борющегося с материей... Теософский словарь
- Израиль — Израиль (Яков Иванович Лукин) — архимандрит, сын священника Малоархангельского уезда; в 1825 г. — магистр Киевской духовной академии; с 1858 г. — ректор Киевской академии, с 1859 — епископ винницкий; умер в 1864 г. в Шаргородском монастыре. Большая биографическая энциклопедия
- Израиль — Изра́иль имя собств., прозвище Иакова, также этноним, др.-русск., ст.-слав. Из(д)раиль из греч. 'Ισραήλ. Др.-русск. израильтяне (Пересветов и др.), ст.-слав. израилитѣне (Супр.) преобразовано из греч. ᾽Ισραηλῖται. Этимологический словарь Макса Фасмера
- ИЗРАИЛЬ — ИЗРАИЛЬ (Исраэль) — в Библии второе имя Иакова. ИЗРАИЛЬ — (Государство Израиль) — государство в Зап. Азии, на побережье Средиземного м. 20,8 тыс. км2. Население 5,5 млн. человек (1993); евреи (82%) — палестинские арабы и др. (18%). Большой энциклопедический словарь
- Израиль — (И прописное), Израиля, мн. нет, ·муж. (·др.-евр. Israel — прозвище Иакова, ·букв. боролся с богом) (церк., ·ист. ). В библии — еврейский народ. Толковый словарь Ушакова
- Израиль — Еврейское имя ("борец с Богом"). Оно дано было Иакову после таинственной борьбы его ночью с Богом (Быт. XXXII, 28). После этого события к нему безразлично прилагаются имена Иаков... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона