Апагогэ

• Ἀπαγωγή

назывался у афинян особенно тяжкий и по формам судопроизводства, и по последствиям вид публичного обвинения, существенно отличавшийся от υραωή (см. это слово). Тогда как при обыкновенном письменном обвинении (γραφή) начинанию процесса должно было предшествовать со стороны обвинителя приглашение в суд обвиняемого (πρόσκλσις), причем последний оставался на свободе и мог предупредить последствия ожидаемого осуждения добровольным удалением в изгнание, особенностью так называемой άπαγωγή было то, что обвинитель прямо, без соблюдения указанной формальности, приводил обвиняемого к той власти, которая по данному делу должна была производить дознание (часто такой властью по делам, дававшим основание к άπαγωγή, была коллегия одиннадцати), и в случае принятия жалобы обвиняемого, если он не представлял трех поручителей, тотчас по составлении протокола препровождали в тюрьму. При этом обвинитель обязан был письменно изложить предмет своей жалобы; этот документ назывался также άπαγωγή. Вообще эта форма судебного преследования могла быть применяема только в том случае, если преступник был застигнут на месте преступления, in flagranti (έπ αὐτοφώρω). Чаще всего встречалась ἀπαγωγὴ τῶυ κακούργων; ей подлежали разбойники, а также и убийцы; последние в том случае, если они, после первой защиты добровольно удалившись в изгнания, затем снова без дозволения возвращались на родину или если убийство совершено было с целью грабежа. Впоследствии эта форма процесса распространена была также на колдовство, на ἀσέβεια, συκοφανια, на метиков, не уплативших τὸ μετοίκιον, на κάκωσις ὀρφανῶν и др. Сродна с άπαγωγ — ῆἐφήγησις, состоявшая в том, что обвинитель приводил то должностное лицо, которому по данному делу принадлежало право председательства на суде, с его служителями на место преступления, чтобы тут же схватить обвиняемого. Это делалось в том случае, когда обвинитель считал себя недостаточно сильным, чтобы самому привести преступника к надлежащей власти. Ἀπαγωή особенно часто применялась в правление «тридцати».

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me