Реальный словарь классических древностей

Абдера

Абдера
АБДЕРА
   • Abdēra,
         τὰ 'Άβδηρα,
       1. город во Фракии, к востоку от устья Неста; по преданию, основан Гераклом в память о его любимце Абдере ('Άβδηρος), разорванном конями Диомеда, Apollod. 2, 5, 8, 4; а по известиям историков, основание городу положено Тимесием Клазоменским, бежавшим от ненависти своих сограждан, в ол. 31, 1 (656 г. до Р. X.). Только что возникшее поселение было разрушено фракийцами, а затем, в 543 г., вновь восстановлено на том же месте гражданами Теоса, бежавшими сюда от порабощения, которым грозил им Гарпаг, полководец Кира (Hdt. 1, 168); таким образом, впоследствии абдериты Протагор и философ Гекатей прямо могли называться теосцами. Но уже после битвы при Ладе и взятия Милета город должен был подчиниться персам и, как им подвластный, угощал Ксеркса с его войском; впоследствии радушный прием, оказанный спасавшемуся бегством из Европы властелину, доставил городу богатые подарки. Hdt. 7, 109. 126. 8, 120. Последующие победы эллинов освободили и А., о которой потом неоднократно упоминается как о союзнице афинян и одном из могущественнейших городов той области. Diod. Sic. 13, 72. В ол. 101, 1 (в 376 г. до Р. X.) вторжениями соседних трибаллов могуществу А. нанесен был смертельный удар, и в 343 г. она вступила в Македонский союз как незначительный город. В позднейшие времена А. пользовалась независимостью (188 г., см. Liv. 38, 41), сохранила свою свободу и после жестокого разгрома, произведенного претором Гортензием (18 лет спустя, Liv. 43, 4). Она существовала и в средние века под именем Полистили; ныне же на ее развалинах не существует никакого нового поселения. Каким образом А., из которой, кроме указанных знаменитых людей, происходил еще «смешливый» (γελαστνος) философ Демокрит, с течением времени приобрела печальную известность города глупцов, нельзя точно определить. Судя по некоторым местам у Цицерона (Cic. ad Att. 4, 16, 6. 7, 7, 4. Cic. de n. d. 1, 43), можно думать, что с именем А. соединилось, прежде всего, представление о такой общине, в которой одно и то же дело сообразно личным целям и впечатлениям минуты решается различно, без твердых правил, с крайней непоследовательностью. Позднейшие, напр. Juv. 10, 48 (patria vervecum) и врач Гален, объясняют тупоумие абдеритов климатическими влияниями;
       2. город в Hispania Baetica, основанный финикиянами, между Малагой и Карфагеном; н. Адра. Strab. 3, 157.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.