Аристотель

• Aristoteles, Ἄριστοτέλης

знаменитый основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, родился в Стагире (отсюда о Σταγιρίτης, Стагирит) на македонском полуострове Халкидик у Стримонского залива в 384 г. до Р. X. Отцом его был Никомах, принадлежавший к греческому роду Асклепиадов и состоявший врачом у македонского царя Аминты, отца Филиппова. Рано потеряв своего отца, А. поступил под опеку и присмотр к атарнейцу Проксену, сына которого, Никанора, он впоследствии усыновил и женил на своей дочери Пифиаде. Как врач, отец А. занимался естественными науками и был даже писателем по этой области знания; весьма вероятно, что как это обстоятельство, так и связи Никомаха с македонским двором рано уже оказывали влияние на складе жизни А. и направление его мышления. 17-ти лет, в 367 г. до Р. X., он отправился в Афины; в это время Платон находился в Сицилии или на пути туда, так что А. познакомился с ним лишь 3 года спустя, после его возвращения, и затем оставался в его школе 20 лет, до 347 г. до Р. X., как кажется всегда сохраняя чувства глубокого уважения и искренней преданности к учителю, который называл А. «умом своей школы», νοῦς τῆς διατριβῆς, и «книжником», ἀναγνώστης. Едва ли разногласия, вполне понятные и почти неизбежные во взаимных отношениях людей с такими оригинальными и притом противоположными один другому характерами, переходили в ту враждебность, о какой рассказывает литературная хроника древности. По смерти Платона в 347 г. до Р. X. преемником его по управлению академией сделался Спевсипп, сын его сестры. В том же году А. оставил Афины и отправился в Мисию к атарнейскому властителю Гермию, своему другу; но последний вскоре был низвергнут и казнен персами; тогда (ок. 345 г. до Р. X.) А. с женой своей Пифаидой, сестрой или племянницей Гермия, удалился в лесбосский город Митилену. Отсюда он, кажется, вернулся в Афины и тогда уже открыл свою школу; в это, вероятно, время в своих чтениях по риторике он оспаривал теорию Исократа. Менее правдоподобно, что А. имел школу уже при жизни Платона. В 343 или 342 г. до Р. X. А. был приглашен к македонскому двору для воспитания Александра, которому было тогда 13 лет. (Известное пригласительное письмо, помещенное у Gell. 9, 3, наверное подложно.) Философ оставался здесь в продолжение 8 лет (до 335 г. до Р. X.), но не более половины этого времени было посвящено им собственно воспитательной деятельности, т. к. Александр уже в 339 г. до Р. X., в отсутствие отца, исполнял обязанности правителя государства. Более всего, конечно, А. заботился о том, чтобы освоить царственного воспитанника с греческой образованностью и литературой; говорят, что он сделал для Александра особое издание «Илиады», посвятил его в таинства умозрения и ознакомил в особенности с ификой и политикой. Однако Александр рано уже пошел своей особой дорогой и свойственными ему упорством и непреклонностью воли, вероятно, немало затруднял дело воспитателя. Пристрастие к централизации, не принимавшее в расчет ни исторических, ни национальных условий, явилось в будущем владыке мира, конечно, помимо влияния учителя. Однако высокое личное уважение долгое время связывало Александра с А. и иногда имело благодетельные последствия. По ходатайству А. был восстановлен родной его город Стагира и философ написал, говорят, для него новые законы; он же своим заступничеством спас город Ересь и т. п. С другой стороны, царь щедрой рукой оказывал помощь естественно-историческим, особенно зоологическим трудам своего учителя. Рассказывают, будто по приказу Александра множество рыболовов, охотников и т. п. заняты были доставкой естественно-исторического материала для исследований А. В 335 г. до Р. X., оставив при Александре племянника своего Каллисфена, А. возвратился в Афины и оставался здесь 12 лет. Теперь местом для своего преподавания он избрал афинскую гимназию Λύκειον, посвященную Зевсу Λύκειος. Здесь по утрам для более тесного кружка слушателей, способных уже следить за строго-философским изложением (ἀκροαταί), он преподавал труднейшие отделы науки, а по вечерам для смешанной публики излагал более простые и легкие отделы, напр. риторику, ифику и т. п.; утреннее преподавание называлось περίπατος (по мнению одних, от находившейся в Ликее галереи или аллеи, по мнению других, оттого, что А. имел привычку во время преподавания не сидеть, а ходить) έωθινός, вечернее — περίπατος δειλινός; подобным образом и его сочинения разделялись на ἐξωτερικά и ἀκροατικά (ἐσωτερικά): первые, более популярные по своему изложению, изданы были им для публики, вторые, изложение которых менее блестяще и ясно, но зато более соответствует строго методическому ходу научного исследования, служили, может быть, только руководствами и пособиями для слушателей философа. Метод аристотелевского преподавания по преимуществу был, кажется, акроаматический, т. е. состоял в связном непрерывном изложении предмета, а не в собеседовании. В Афинах А. потерял свою жену Пифиаду, от которой имел дочь того же имени. Расположение Александра к своему учителю под конец несколько охладело из-за племянника А. Каллисфена, который, по желанию царя, сопутствуя ему в походах, чтобы описывать его деяния, отчасти из тщеславия, а отчасти из патриотизма, с такой неугомонной резкостью восставал против стремления Александра подчинить македонян и греков восточным порядкам, что наконец возбудил против себя неудовольствие царя и подвергся тяжкому заключению, в котором и умер. Но все-таки в Афинах смотрели на А. как на приверженца Македонии, и когда Александр умер, его учитель подвергся преследованиям от восторжествовавшей теперь антимакедонской партии. Демофил обвинил А. в ασέβεια; тот бежал в эвбейский город Халкиду (в 223 или 222 г. до Р. X.) и там умер. А. во время своей жизни был оцениваем различно и имел даже ожесточенных врагов. Его благоприятное внешнее положение, а может быть, и самомнение, от которого он не был, кажется, вполне свободен, возбуждали против него зависть и ненависть, искавшие себе удовлетворения в клевете на великого мыслителя. Но, с другой стороны, жители Стагиры почитали его как героя и ежегодно совершали в память его праздник Αριστοτέλεια. Римляне не могли и не умели понять достоинств аристотелевской философии, несмотря на уважение, выказываемое к ней Цицероном. В средние века то из-за достоинств А. не хотели видеть заслуг Платона, то наоборот; сочинения А. были предметом то возвеличения, усердного изучения и толкования (особенно у арабов), то порицания и унижения. А., в одно и то же время и великий мыслитель, и великий наблюдатель, обращает внимание на все стороны мирового целого, но при этом в своей мысли так перерабатывает все разнообразие явлений, что от частностей доходит до самых широких обобщений. Благодаря этому направлению его ума он сделался основателем многих новых наук, так, напр., у него впервые подвергаются систематической обработке грамматика и логика, хотя, как и естественно на первых порах, часто не различаются одна от другой; риторика, пиитика и вместе с последней вообще философия искусства, зоология и физиология, ботаника, анатомия, психология впервые получили научный вид благодаря А. Он удержал деление философии на три части: диалектику или логику, физику и ифику, но вместе с тем сильнее оттенил различие теоретической философии от практической; вообще отдельные части он резче разграничил и каждой придал более строгую систематическую форму. Предмет философии для А. есть то, что по преимуществу подлежит пониманию, т. е. начала и причины, т. к. посредством их понимается все остальное, все отдельные вещи (ὐποκείμενα), а не наоборот. Самое главное в знании — это понимание причин (κυριώτατον τοῦ είδέναι τὸ διότι θεωρεῖν), а т. к. оно дается только философией, и последняя по тому самому по преимуществу перед всеми науками отличается свободой и самостоятельностью, то ей должно принадлежать первое место среди наук. Δῆλον οῦν, пишет А. в Метафизике, ώς δι' οὐδεμίαν αὐτὴν ζητοῦμεν χρείαν έτέραν, ἀλλ' ὤσπερ ἄνθρωπός φαμεν ἐλεύθερος ό αύτοῦ ἔνεκα καὶ μὴ ἄλλου ὤν, οὔτω καὶ αὔτή μόνη ἐλευθέρα οῦσα τῶν ἐπιστημῶν μόνη γὰρ αὐτη αύτῆς ἔνέκεν ἐστίν, διὸ καὶ δικαίως ἄν οὐκ ἀνθρωπίνή νομίζοιτο αὐῆς ή κτῆσις. Далее о важности ее он говорит еще следующее: ἤν τε γὰρ μάλιστ' ἄν ό θεὸς ἔχοι, θεία τῶν ἐπιστημῶν ἐστί, κὰν εἴ τις τῶν θείων εἴη. μόνη δ' αὔτη τούτων ἀμφοτέρων τετύχηκεν ὄ τε γὰρ θεὸς δοκεῖ τῶν αἰτίων πᾶσιν εῖναι καὶ ἀρχή τις, καὶ τὴν τοιαύτην ἤ μόνος ἤ μάλιστ' ἄν ἔχοι ό θεός. ἀναγκαιότεραι μὲν οῦν πᾶσαι ταύτης, ἀμείνων δ' οὐδεμία. Β частности, особенно важно было выставленное в аристотелевской философии на вид понятие развития или различие двух форм существования, возможности (δύναμις, potentia), как бы зерна, которое только в скрытом и неразвитом еще виде содержит в себе все условия и формы, и действительности (ἐνέργεια, actus), осуществления идеи или возможности; часто в том же значении, как ἐνέργεια, употребляется у А. слово ἐντελέχεια, но иногда первым обозначается самый процесс или действие, а вторым результат осуществления. Лишь немногие из сочинений Аристотеля — а всего их насчитывали 400-1000 томов (βιβλία) — были изданы им самим. Свою библиотеку, благодаря царским милостям весьма обширную, он оставил своему преемнику по академии, Теофрасту. Это первое значительное книжное собрание перешло, говорят, позже в Александрию и послужило основанием птолемеевской библиотеке. По преданию, в своих подробностях маловероятному, рукописи сочинений А. Теофраст завещал некоему Нелею; наследники Нелея небрежно обращались с драгоценными рукописями, а потом сложили их в погреб из боязни, чтобы они не были отняты пергамскими царями для своей библиотеки; в погребе они пролежали 130 лет. Этими обстоятельствами древние объясняли сильную испорченность аристотелевского текста. Апелликонт Теосский, которому потом удалось завладеть рукописями, старался исправить поврежденное, но не обладал достаточным для того умением. Сулла, взяв Афины, перевез отсюда принадлежавшие прежде Апелликонту рукописи в Рим. Здесь, говорят, грамматику Тиранниону позволено было сделать с них копии, а потом родосец Андроник привел сочинения А. в порядок и разделил на πραγματεῖαι. Сохранились под именем А. следующие сочинения:

1. логические, соединенные впоследствии в ὄργανον:

a) κατηγορίαι, о главных классах понятий;

b) περί έρμηνείας (собствено о выражении мыслей), о предложении;

c) ἀναλυτικὰ πρότερα и ὔστερα, каждое в 2 книгах, об умозаключениях и доказательствах;

d) τοπικά, в 8 книгах, учение об общих точках зрения (τόποι), с которых можно доказывать или опровергать какое-нибудь положение;

e) περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων, 2 книги, об опровержении софистических, ложных умозаключений. Некоторое сродство с этими сочинениями имеют:

f) τέχνη ῥητορική, 3 книги, о трех родах красноречия: βουλευτική, δικανική и ἐπιδεικτική; другое риторическое сочинение — ῥητορικὴ πρὸς Ἀλέξανδρον, приписывавшееся Α., принадлежит, вероятнее всего, Анаксимену Лампсакскому (см. Anaximenes, 2., Анаксимен);

g) περὶ ποιητικῆς, о родах поэзии, особенно о трагедии; может быть, это или набросок для большого оставшегося невыполненным сочинения, или заметки, долженствовавшие служить основой для устных чтений;

2. Собственно философские:

a) τὰ μετὰ τὰ φυσικά, сочинение большей частью делимое на 14 книг; заглавие не принадлежит А.; у него эта часть философии называлась πρώτη φιλοσοφία; по всей вероятности, различные отделы сочинения существовали первоначально как самостоятельные рассуждения и лишь впоследствии были соединены в одно целое;

b) περὶ ψυχῆς, в 3 книгах, прекрасный опыт научного обоснования психологии; изложение представляет много трудностей для понимания; сочинение φασιογνωμονικά подложно;

c) ἠθικὰ Νικομάχεια, в 10-ти книгах, сочинение столько же отличающееся глубиной содержания, как и благородным характером изложения; евдемовская ифика (ἠθικὰ Εύδήμεια, в 7 книгах) есть переработка никомаховской, сделанная Евдемом Родосским, а большая ифика (ἠθικὰ μέγάλα, в 2-х книгах) представляет извлечение из двух первых;

3. политико-экономические:

a) πολιτικά или πολιτικὴ ἀκρόασις, в 8 книгах, о цели и идеале государственного устройства и о воспитании; сочинение πολιτεῖαι πόλεων ρνή (описание и история устройства 158 греческих, а частью и негреческих государств), имевшее весьма важное значение для истории, к сожалению, известно только по отрывкам;

b) οἰκονομικά, в 2 книгах, из которых только первая согласуется с идеями А.;

4. физико-математические:

a) μηχανικὰ προβλήματα; ими пользовался Витрувий в сочинении de architectura;

b) περὶ ἀτόμων γραμμῶν, о неделимых линиях;

c) φυσικὴ ὰκρόασις, 8 книг, о главных законах природы;

d) μετεωρολογικά, 4 книги, с этим сочинением имеет некоторое сходство подложное сочинение περί κόσμου или πρὸς Ἀλέξανδρον ἐπιστολὴ περὶ τοῦ παντός, приписываемое новыми учеными то Посейдонию, то Хрисиппу, то Николаю Дамасскому и др.;

e) περὶ ούρανοῦ, 4 книги

f) περὶ γενέσεως καὶ φθορᾶς, 2 книги

g) ἀνέμων θέσεις καὶ προσηγορίαι, может быть, отрывок из большого, не дошедшего до нас сочинения: περὶ σημείων χειμώνων;

h) προβλήματα, 38 глав;

5. естественно-исторические:

a) περὶ ζώων ίστορίας, в 10 книгах;

b) περὶ ζώων μορίων, в 4 книгах;

c) περὶ ζώων γενέσεως, в 5 книгах; сохранившееся под именем А. сочинение περὶ φυτῶν подложно;

d) ряд небольших рассуждений (11) по физиологии, обыкновенно называемых Parva naturalia;

e) περὶ ακουστῶν;

f) περὶ θαυμασίων ακουσμάτων — подложное собрание различных заметок;

g) περὶ χρωμάτων, вероятно, подложное. Подложны и 6 писем. Принадлежал А. гимн в честь добродетели, посвященный Гермию, но, по всей вероятности, не принадлежал сборник стихотворных эпитафий в честь героев Троянской войны, называвшийся πέπλος. Главное из изданий сочинений А. — издание Берлинской академии наук (1831 слл.): в нем аристотелевский текст обработан Беккером, схолии — Брандисом и др., фрагменты утраченных сочинений — Валентином Розе, а подробный указатель — Боницем.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (Ἀριστοτέλης) из Стагиры (384, Стагир, восточное побережье п-ова Халкидика – октябрь 322 до н.э., Халкида, о. Эвбея) – греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель Перипатетической школы. Новая философская энциклопедия
  2. Аристотель — АРИСТОТЕЛЬ (’Αριστοτελες, 384–322 до христ. эры) — греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. Р в Стагире близ Афона. С 18 лет учился в Афинах, в Академии Платона (см. Литературная энциклопедия
  3. Аристотель — ('Aristotelns) (384 до н. э., Стагир, п-ов Халкидика — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — др.-греч. философ, естествоиспытатель, социолог, психолог, эстетик, муз. теоретик. Оказал влияние на развитие муз. теории и эстетики в странах Европы и Востока. Музыкальная энциклопедия
  4. Аристотель — (Aristotélçs) (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской (См. Академия Платоновская). Большая советская энциклопедия
  5. АРИСТОТЕЛЬ — (384-322 до н. э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе... Большой психологический словарь
  6. Аристотель — (384—322 до н.э.), древнегреческий философ, учёный-энциклопедист. В области биологии систематизировал значительный естественно-научный материал, собранный его предшественниками, критически оценил его и сам провёл ряд глубоких наблюдений. Биология. Современная энциклопедия
  7. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), греческий философ и энциклопедист. Разработал представление о Вселенной на основе четырех «стихий» (земля, воздух, вода, огонь) и системы концентрических сфер, предложенной Евдоксием Книдским... Научно-технический словарь
  8. АРИСТОТЕЛЬ — (Aрistotelns) (384-322 до н. э.) — др.-греч. философ и ученый, "...величайший мыслитель древности" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 414). Родился в городе Стагире, греческой колонии во Фракии. 17 лет... Советская историческая энциклопедия
  9. Аристотель — Один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы; род. 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) — древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Большой энциклопедический словарь
  11. АРИСТОТЕЛЬ — АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Родился в Стагире, во Фракии. В 367 до н.э. переехал в Афины и стал учеником Платона. В 335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем. Новейший философский словарь