Артемида

• Ἄρτεμις (от ἀρτεμής)

Диана, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона (см. Apollo, Аполлон), между женскими божествами то же, что ее брат между мужскими; однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное, другие менее полное выражение в представлениях об А., чем в представлениях об Аполлоне. Как Аполлон, А. посредством своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин (Ноm. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же время она богиня-защитница и спасительница (sώτειρα, Sospita). Она ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов (εἰλείθυια) и богиня-кормилица (κουροτρόφος), она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их; сопровождаемая лесными нимфами, она охотится по лесам и горам. Ноm. Od. 6, 102. Жизнь среди свободной природы — ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы (ἀγροτέρα) особенно развита в представлениях об А., между тем как соответствующая черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, напр. отношение к музыке и дару пророчества, в сказаниях о его сестре выражены лишь слабыми намеками. Hom. hymn. in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Богиней луны и Гекатой, по мнению некоторых, она сделалась лишь после того, как Аполлон сделался солнечным богом. Почитание А. стоит по большей части в связи с почитанием Аполлона, но в Аркадии ее почитали одну, без брата, как подобную нимфам богиню охоты, в рощах и у источников. В древние времена в некоторых местностях, напр. в Бравроне в Аттике, в Спарте, где А. называлась Όρθία (прямо стоящая), эту богиню умилостивляли человеческими жертвами. Такие жертвы были впоследствии отменены; однако в Спарте долго еще держался обычай в праздник А. у ее алтаря бичевать мальчиков так, что алтарь обагрялся их кровью. Эта жаждущая крови богиня называлась также Таврической: верили, что Ифигения, дочь Агамемнона (в Гермионе сама богиня называлась Ифигенией), и Орест принесли в Грецию кумир богини и ее культ из Тавриды, где подобное А. божество было чествуемо человеческими жертвами. Эфесская А. была первоначально азиатским стихийным божеством: оно было отождествлено с греческой А., потому что и за ним признавали силу, питающую все живущее. А. изображали обыкновенно стройной, быстроногой охотницей в короткой одежде с луком и колчаном. В чертах ее лица заметно сходство с Аполлоном. Как богиня луны, она изображалась в длинной одежде с покрывалом на голове, с полумесяцем над челом и с факелами в руках. Знаменитейшая из сохранившихся статуй А. — Версальская в Париже. Эта статуя изображает богиню, как покровительницу диких животных; в порыве гнева она хочет выдернуть из колчана стрелу, чтобы защитить от преследователя лань, ищущую у нее покровительства. Римская Диана была также богиней-подательницей света и жизни, как и А.; поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе ей приписывали все те качества, какие в позднейшее греческое время были усвояемы А. Диана считалась богиней охоты, родов (Lucina), богиней луны, одинаковой с Гекатой. Культ Дианы, как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она попреимуществу считалась покровительницей плебеев и также рабов. Сервий Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм на Авентине, главном местопребывании плебеев (Aventina). В Ариции, в роще у источника Егерии, Диана под именем Nemorensis чествовалась как богиня, требующая человеческой крови: жрецом (rex nemorensis) богини был беглый раб, получавший жречество после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню отождествляли с таврической А. и рассказывали, что ее культ был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Гипполитом: после своей смерти Гипполит будто бы был воскрешен Эскулапом и приведен Дианой в Арицию, где затем царствовал под именем Вирбия. Verg. Aen. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. Ov. met. 15, 497.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АРТЕМИДА — (Άρτεμις- этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца») в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). Мифологическая энциклопедия
  2. Артемида — АРТЕМИДА — богиня у древних греков (римск. Диана); по мифу — дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня плодовитости и охоты, охранительница целомудрия и девственности. Литературная энциклопедия
  3. Артемида — В древнегреческой мифологии богиня, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально А. — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, богиня луны, позднее — покровительница женского целомудрия и охранительница рожениц. Изображалась... Большая советская энциклопедия
  4. Артемида — Артемида, греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24-35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Артемида — Артем’ида (Деян.19:24 ,27,28,34,35,37) — богиня луны и плодородия у греков (называется также Дианою), особенно пышно почитавшаяся в Малой Азии. Храм ее имени в Ефесе строился и украшался почти 200 лет (начиная с 550 ·г. Библейский словарь Вихлянцева
  6. Артемида — орф. Артемида, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. Артемида — Ы, жен. Заимств. Производные: Артемидка; Ида. Происхождение: (В античной мифологии: Артемида — богиня охоты.) Словарь личных имен
  8. Артемида — (греч. Artemidos) в греческой мифологии — богиня-покровительница животных и охоты, богиня Луны, позднее — покровительница женского целомудрия и охранительница рожениц, дочь Зевса, сестра Аполлона. Архитектурный словарь
  9. АРТЕМИДА — (Artemis) — в др.-греч. мифологии богиня охоты, покровительница животных, богиня луны; позднее — покровительница женского целомудрия, сестра Аполлона (дочь Зевса и Лето). Был знаменит храм А. в Эфесе (сожжен в 356 до н. э. Геростратом). Советская историческая энциклопедия
  10. Артемида — Греч. богиня, см. Диана. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. артемида — Артемида ж. Дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц (в древнегреческой мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  12. артемида — [гp.] – в древнегреческой мифологии – богиня-девственница, сестра Аполлона, охранительница стад и дичи, охотница, богиня луны; в древнеримской мифологии – Диана Большой словарь иностранных слов
  13. АРТЕМИДА — АРТЕМИДА — в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана. Большой энциклопедический словарь