Диоген

• Diogĕnes, Διογένης

«Зевсом рожденный», часто встречающееся имя в древности; замечательнейшие люди этого имени следующие:

1. Д. Аполлонийский с острова Крита, ó Ἀπολλωνιάτης, последователь древнейшей, так называемой ионийской философской школы, прозванный ó φυσικός, младший современник Анаксагора, автор утратившегося сочинения περὶ φύσεως, в котором упоминалось о нападении известного аэролита при Эгоспотамах и которое, стало быть, написано было после 405 г. до Р. X. Д., согласно с Анаксименом, признавал воздух первоначальной стихией (ἀρχή) и из него производил все явления природы, не исключая человеческой души, приписывая ему жизненную, творческую и умственную силу. Cic. de n. d. 1, 12, 29: аёrе utitur deo. Diog. Laert. 9, 57. Монографию о нем написал Panzerbieter (1830);

2. Д. Вавилонский, 'o Βαβυλώνιος, уроженец города Селевкии на реке Тигре, стоический философ и ученик Хрисиппа, от учения которого он почти ни в чем не уклонялся. Вследствие высокого значения, которое он имел как глава этой школы после Зенона (magnus et gravis Stoicus. Cic. off. 3, 12, 51), он был послан в Рим вместе с академиком Карнеадом и перипатетиком Критолаем в 155 г. до Р. X. Это знаменитое посольство подало римлянам первый повод познакомится с греческой философией. Как специалист по диалектике, Д. в этом предмете был учителем Карнеада. Его многочисленные сочинения по различным областям знания все утрачены. Cic. de or. 2, 38, 157. acad. 2, 45, 137. Cic. tusс. 4, 3, 5;

3. Д. Циник, ó Κύων, родился в Синопе на берегу Эвксинского Понта в Пафлагонии в 404 г. до Р. X., самый знаменитый из всех цинических философов, умер в 323 г. Когда отец его Гикесий был изгнан из своего города за подделку монеты, сын вместе с ним бежал в Афины и по настоятельной просьбе был принят Антисфеном (см. Antisthenes, Антисфен) в число учеников. Он не только развил систему своего учителя с величайшей последовательностью, но зашел далеко за ее пределы в практическом приложении ее к жизни. Он до крайности преследовал цель — не иметь потребностей и, хотя именно этим путем желал достичь свободы и независимости, сделался рабом добровольно избранных им испытаний и лишений. Он часто боролся с голодом, употреблял самую дурную пищу, но все-таки не мог переваривать сырого мяса и в случае нужды собирал подаяния. Днем без обуви, без плаща, с длинной бородой, с палкой в руке и сумкой через плечо бродил он по улицам и площадям Афин; ночью спал обыкновенно в портике (στοά) Зевса и заявлял, бывало, что афиняне устроили для него роскошное помещение, а в другое время — в глиняной бочке или, вернее, в глиняной лачужке, которую афиняне в насмешку называли бочкой (πίθος). При случае путешествия в Эгину он был захвачен разбойниками и увезен на остров Крит. Когда он здесь продавался в рабство, его спросили: что же он умеет делать? На это он ответил: «Править людьми» — и велел герольду провозгласить: «Не хочет ли кто-нибудь купить себе господина?» Коринфянин Ксениад купил его и поручил ему воспитывать своих детей. С того времени он летом жил в Коринфе, а зимой в Афинах. В Коринфе однажды Александр Великий встретил его в Кранее, и Д. просил у него только одной милости — не заслонять его от солнца; при этом случае царь, говорят, произнес известные слова: «Ежели бы я не был Александром, то желал бы быть Диогеном» (Cic. tusс. 5, 32, 92). Платон называл его сумасшедшим Сократом (Σοκρ. μαινόμενος). Когда однажды Д., войдя в дом Платона, грязными ногами ступил на дорогой ковер и заметил, что попирает высокомерие, то Платон заметил: «Да — другим высокомерием!» Д. не выработал системы учения и потому вряд ли оставил какие-нибудь сочинения; вся его философия заключалась в образе его жизни. Он чуждался глубоких исследований и не интересовался нравственными отношениями, лежащими в основе государства (он первый называется κοσμοπολίτης) и семьи. Вот почему жизнь его богата лишь анекдотами и остроумными или едкими возражениями; к лучшим ответам принадлежит тот, который он дал одному тирану на вопрос: из какой меди следует выливать статуи? «Из той, — отвечал Д., — из которой были вылиты статуи Гармодия и Аристогейтона». Он умер в Коринфе, как рассказывают, на улице, в глубокой старости. Здесь и на его родине были воздвигнуты в честь его статуи. ср. Göttling, ges. Abhandlungen I, стр. 251 слл.;

4. Д. Лаертийский, уроженец киликийского города Λαέρτη, жил в Афинах как грамматик, вероятно, в правление императора Адриана или несколькими десятками лет позднее. Ему мы обязаны сочинением βίων καὶ γνωμῶν τῶν ἐν φιλοσοφία εὐδοκιμησάντων в 10 книгах. Хотя это сочинение представляет собой не более как несколько беспорядочную компиляцию и часто страдает от неточности и отсутствия критики, но, если не обращать внимания на лишнее предпочтение, оказываемое Эпикуру, оно довольно беспристрастно, служит главным источником сведений по многим предметам истории древней философии и неоценимо вследствие сообщения в нем многочисленных отрывков сочинений, для нас утраченных. Оно предназначено было, собственно, для ученой римлянки Аррии (см. Arria, Аррии). Текст его, вероятно, значительно испорчен. Комментарии к нему составили Casaubonus и Ménage (собр. в амстердамск. изд. 1692 г., а кроме того, Нübnеr'ом и Jacobitz'oм (1830); изд. Hübner (1828) и Cobet (1850).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Диоген — орф. Диоген, -а: бочка Диогена, фонарь Орфографический словарь Лопатина
  2. Диоген — А, муж. Стар. редк. Отч.: Диогенович, Диогеновна. Производные: Гена. Происхождение: (Греч. Diogenes — имя греч. философа, означает: рожденный Зевсом, божественный.) Словарь личных имен
  3. Диоген — Диоген игум. Рождественск. мон. в Торжке, тверск. еп. (строит.) 1662 г. {Половцов} Большая биографическая энциклопедия