Гемма

• Gemma, λίθος

искусно резанный драгоценный камень. Уже в глубокой древности занимались искусством гравировки и полировки благородных камней; они привозились из Индии и Египта в Малую Азию и Грецию. Но здесь они были усовершенствованы и доведены до высшей степени законченности, допускаемой в узких пределах, назначенных им самою природою. Выбирали для отделки самые прекрасные, разноцветные и менее хрупкие камни, а именно: агат, аметист, сердолик, яшму и оникс, реже — аквамарин (beryllus или smaragdus scythicus), сапфир (синий яхонт hyacinthus), топаз (chrysolitus), реже всего алмаз (adamas) и рубин (красный яхонт, carbunculus). Обработка, судя по описанию древних (Plin. 37, 4. 15, 16.), мало отличалась от нынешней обработки. Когда шлифовальщик (politor) обточил камень и дал ему плоскую или выпуклую форму, гранильщик (scalptor или sculptor, cavarius) резал его намазанными наксосским порошком и маслом железными инструментами, то круглыми, то острыми и буравообразными, иногда и алмазным осколком, вставленным в железную оправу. Употреблялись ли при этом художником увеличительные стекла — неизвестно. Большею частью такие камни носились в оправе перстня. В таком случае гранильщик их передавал золотых дел мастеру (aurifex или anularius), который оправлял их золотом. Изображения были или врезаны в камень (gemmae sculptae exculptae, ἀνάγλυφα, intaglio) или выдавались на поверхности его (caelatae, έκτυπα, cameo), то каждое отдельно, то одно за другим в связи или рядом (capita iugata), либо обращены друг к другу (adversa), либо отвращены одно от другого (aversa). Первого рода камни служили обыкновенно печатью, другого рода — украшением. Перстень назывался δάκτυλος, anulus; врезанное изображение, возле которого обыкновенно читалось и имя владельца — σφραγίς (см. Перстень-печатка) σφραγίδιον, художники, работавшие таковые — δακτυλιογλύφοι, scalptores anulorum, anularii. Когда Сулла, Лукулл, Помпеи и др. привезли из Греции и Малой Азии коллекции прекрасных резанных камней (δακτυλιοθῆκαι) в Рим, то и здесь скоро возбудилась и распространилась охота до них, и пасынок Суллы, Скавр, сам Помпей, Цезарь и др., собрали коллекции гемм, хотя Рим никогда не произвел выдающихся художников по этой части. Таким образом, это искусство, переходя от двора Птолемеев ко двору Августа, для которого работал Диоскорид, утратило в значительной мере чистоту стиля, но зато получило особенный римский отпечаток. Из всех памятников искусства в самом большом количестве дошли до нас геммы, но они тогда именно начали производиться в большом количестве, когда высокий стиль искусства начинал уже опускаться. И в этом отношении гемма имеет большое сходство с эпиграммою греческой антологии, и обе они могут служить друг другу объяснением. Первый всеми признанный художник-гранильщик был Пирготел, имевший один только право вырезать на камне изображение Александра; но верх совершенства в этом искусстве представляет гемма, названная cameo Gonzaga и ныне принадлежащая русскому императору; на ней изображены портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и в то же время супруги, Арсинои (по мнению других — Олимпиады и Александра). Этот оникс, творение неизвестного нам художника, самое прекрасное, нежное и гениальное произведение из числа всего дошедшего до нас в этом роде; в сравнении с ним другая прекрасная венская гемма (cameo) является слабым подражанием. Другое отличное произведение — сердолик времен первых императоров, был привезен в Европу неким храмовым рыцарем, пропал во Франции, но под конец 16 в. был куплен императором Рудольфом II за 12 000 червонцев и с тех пор находится в коллекции древностей в Вене. Менее прекрасен и драгоценен агат времен Тиберия, находящийся в Париже (25 фигур, представляющих семейство Августа и побежденные им народы), подаренный графом Бальдуином Фландрским св. Людовику, из византийского императорского сокровища. Эти два — самые большие из всех нам известных резанный камней. Один агатониск, находившийся прежде в герцогском музее в Брауншвейге, содержащий 12 фигур на 3 полях, изображает, вероятно, мистерии Диониса и Деметры. Гемма, принадлежавшая художнику Микеланджело с изображением из сельского быта (собирание винограда), едва ли относится к древности. Были также gemmae astriferae, со знаками рождения и констелляцией планет, которые носились в виде амулета на шее.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гемма — -ы, ж. Резной камень с выпуклым или углубленным изображением, надписью и т. п. [лат. gemma — драгоценный камень] Малый академический словарь
  2. Гемма — I Ге́мма (от лат. gemma — драгоценный камень, самоцвет) α Северной Короны, звезда 2,2-й визуальной звёздной величины, светимость в 38 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 20 Парсек. II Ге́мма (лат. gemma) резной камень с изображением. Большая советская энциклопедия
  3. гемма — орф. гемма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. Гемма — Альтернативное название звезды Альфекка. Большой астрономический словарь
  5. Гемма — (лат. gemma) — резной камень с изображением, выпуклым (камея) или углубленным (инталия); в древности Г. служили печатями, знаками собственности, амулетами, украшениями костюма. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) * * * (лат. Энциклопедия моды и одежды
  6. гемма — ГЕММА ы, ж. gemme f. <, лат. gemma драгоценный камень, жемчужина. Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем (выпуклыми или углубленными) изображениями или подписью. БАС-2. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Гемма — (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. Художественная энциклопедия
  8. гемма — Ге́мм/а. Морфемно-орфографический словарь
  9. гемма — ГЕММА -ы; ж. [лат. gemma — драгоценный камень]. Резной камень с выпуклым или углубленным изображением, надписью. Кольцо с геммой. Толковый словарь Кузнецова
  10. гемма — Геммы, ж. [латин. gemma] (искус.). Драгоценный камень с вырезанными надписями или изображениями. Большой словарь иностранных слов
  11. гемма — Г’ЕММА, геммы, ·жен. (·лат. gemma) (иск.). Драгоценный камень с вырезанными надписями или изображениями. Толковый словарь Ушакова
  12. гемма — гемма ж. 1. Драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нём надписью или изображениями (с выпуклыми — камея, с углубленными — инталия) как произведение глиптиники. 2. Брошь или кольцо с таким камнем. Толковый словарь Ефремовой
  13. ГЕММА — ГЕММА (? Северной Короны) — звезда 2-й звездной величины. ГЕММА (лат. gemma) — произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. Большой энциклопедический словарь
  14. Гемма — (лат. gemma; греч. λίθος) — кусок какого-либо так называемого твердого камня, полированный, с вырезанной на нем надписью или художественным изображением. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона