Religiosi dies

• Religiōsi dies

опасные дни, в которые ни в частной, ни в общественной жизни не предпринималось ничего важного, quibus nisi quod necesse est nefas habetur facere (Fest. s. v. religiosi dies dicuntur tristi omine infames impeditique (Cic. ad Att. 9, 5). К ним принадлежат:

1. следующие дни траура: три дня, в продолжение которых, по понятиям римлян, Mundus, преисподняя, бывает открыта и мертвые выходят на землю, это 21 августа (день после Волканалий), 4 (5?) октября и 8 (11) ноября; затем 9, 11 и 13 мая, в которые скитаются по землe приведения, Лемуры, потом два дня после feriae latinae (Cic. ad Qu. fr. 2, 4) и Ларенталии, 23 декабря; кроме того, дни, в которые через город проходили Салии и Весталии;

2. дни неудачных битв и предприятий, как дни битв на Аллии и Кремере, и т. к. они происходили непосредственно после ид, то и всякий день после ид; затем дни, непосредственно следующие за календами и нонами. Эти дни назывались postriduani и вследствие несчастья atri (albi суть счастливые дни, Horat. Sat. 2, 3, 246). Religiosi dies принадлежат к nefasti, см. Dies, День.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Religiosi dies — Так назывались в римском календаре дни, почему бы то ни было признанные несчастливыми (как у нас пятница). В эти дни избегали совершать и особенно начинать какие-либо дела и акты политического, юридического и религиозного характера (например, браки)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона