Vitium

• Vitĭum.

Когда нечаянно или намеренно нарушали предписания ауспиций (см. Divinatio, Дивинация, 18 слл.), или производились выборы, не прибегая к авспициям или не сообразуясь с полученными предзнаменованиями, или же когда начатое уже действие не прекращалось, несмотря на полученное запрещение богов, — это называлось vitium. Решать, совершено ли vitium или нет, могла только коллегия авгуров на основании собственной власти или по поручению сената или какого-либо должностного лица. Liv. 23, 31. 45, 12. Cic. de n. d. 2, 4. Cic. ad. fam. 10, 12). Если по окончании выборов обнаружилось такое vitium, выборы все-таки считались действительными (Varr. l. l. 6, 30: magistratus vitio creatus nihilo secius magistratus) и избранные лица заносились в фасты (Liv. 27, 22), но обыкновенно они, уступая воле богов, отказывались от своего избрания (vitio facti abdicarunt), хотя никто не имел права принуждать их к этому, и К. Фламиний, напр., в 223 г. до Р. X. сохранил свою власть, несмотря на определение авгуров и решение сената (Liv. 21, 63). Для дополнительных выборов на место отказавшихся назначалось interregnum (см. Interrex, Интеррекс) (Liv. 4, 7. 5, 17); отказавшийся обыкновенно на этот раз исключался из числа кандидатов (Dio Cass. 54, 24). Только для выбора трибунов назначения interregis не полагалось: интересы патрициев в этом случае непосредственно не затрагивались, как это было при других высших должностях. Этим объясняется то обстоятельство, что нам известен только один случай vitio creatorum tribunorum (Liv. 10, 47), когда выбранные трибуны отказались от должности. Если при каком-нибудь решении народа было обнаружено vitium, то только комиции имели право уничтожить это решение; но впоследствии оно уничтожалось также и постановлением сената.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me