Реальный словарь классических древностей

Ямбографы

Ямбографы
ЯМБОГРАФЫ
   • Iambogrăphi,
         ι̉αμβογρ̉αφοι. Почти одновременно с развитием элегии из эпоса возникла и ямбическая поэзия; но между тем как элегия, удерживая дактилический размер стиха и эпический язык, еще тесно примыкала к эпосу, ямбическая поэзия, поставившая себе целью безжалостно раскрывать и бичевать все порочное, слабое и дурное в человеческих отношениях и человеческой природе, — пробила бодро и смело совершенно новый, особый путь в отношении к языку и размеру. Язык уклоняется от эпического, безыскуcствен и прост и заимствован из способа выражения обыденной жизни; размер ямбический принадлежит к так называемому двойному роду ритма (γένος διπλάσιον), где арзис имеет двойную длину против тезиса и производит впечатление легкости, подвижности, задорности, сравнительно со спокойным дактилическим размером, в котором арзис равнoй длины с тезисом. Ямбом первоначально назывались заигрывание и насмешки, употребительные при праздниках Деметры, и, вероятно, ямбические стихотворения возникли из этой своеобразной черты культа Деметры (Ямбой звали прислужницу богини). Своим же художественным развитием ямб обязан гению Архилоха Паросского. Его следует считать настоящим творцом этого рода поэзии и изобретателем применяемого в ней триметра, да вообще, его заслуги относительно развития греческой версификации велики, т. к. он изобрел множество новых метров. Он происходил из древнего жреческого рода, был сын Телесикла, который в 15-ю или 18-ю ол. (ок. 700 г. до Р. X.) вывел колонию с Пароса на Фасос. Архилох сопровождал туда своего отца; но, разочаровавшись в своих ожиданиях, он опять оставил остров и вернулся, вероятно постранствовав несколько, в Парос, где он, по преданию, погиб во время войны против Наксоса. Это был человек раздражительного характера, полный горечи и презрения ко всему, который, будучи сам по себе несчастлив, жил в постоянной вражде и раздорах с окружающим миром. Сильнее всего испытало его гнев семейство Ликамба. Последний обещал поэту выдать за него младшую из своих дочерей, Необулу, не сдержал своего слова; тогда Архилох осмеял и обесславил его с дочерьми в таких ямбах, что они со стыда и отчаяния, говорят, все повесились. Это хотя и похоже на сказку, рассказ все-таки характеризует убийственную силу Архилоховых ямбов. Архилох, как поэт, был весьма разносторонен; кроме ямбов, он писал элегии и эпиграммы, трохаические тетраметры, эподы, гимны и др. Но из его стихотворений, написанных на древнеионическом диалекте, уцелело лишь несколько небольших отрывков (изд. Liebel, 2-е изд., 1818). Относительно музыки Архилох также имел громадные заслуги. Древние высоко ценили его и ставили его на одну доску с Гомером, Пиндаром и Софоклом (Cic. or. 1, 2. Quint. 10, 1, 60. Val Max. 5, 3. Vell. Pat. 1, 5, 2. Longin, de subl. 33, 5). К Архилоху примыкает его младший современник Симонид из Аморга, сын Кринета, написавший 2 книги элегий и 2 книги ямбов. Будучи уроженцем Самоса, он вывел колонию в Аморг; это все, что мы знаем о его жизни. От его ямбов остались отрывки, из которых два длиннее других, в 24 и 118 стихов. Последний (carmen de mulieribus) содержит общее изображение мелких характеров, причем разные дурные качества женщин производятся от характеристических особенностей разных зверей, от которых якобы произошли женщины. Ямбы Симонида вообще содержат более общие взгляды на жизнь, нападки на целые классы людей, а не на отдельные личности, как стихи Архилоха. Последнему он уступает в таланте и силе, равно как в грации и легкости (Собрание отрывков, Велькер, 1835). Третий представитель ямбической поэзии — Гиппонакс Эфесский, прославившийся в 60 ол. (540 до Р. X.). Он бежал от тиранов своею родного города, Афенагора и Команта, в Клазомены; здесь он, по-видимому, поссорился с ваятелями Бупалом и Афенисом, которые изобразили невеликого ростом и некрасивого Гиппонакса в карикатурном виде. За это поэт отомстил едкими ямбами, до того острыми, что оба они, как Архилоховы Ликамбиды, будто бы, повeсились. Гиппонакс по своей страстной едкостью приближается к Архилоху; он столь же гениален и остроумен, не имея, однако, того огня и вдохновения; но сатира также менее бьет на личности. Оригинально и ново его обращение с ямбическим стихом; в ямбическом триметре он ставит на место последнего ямба спондей или трохей, вследствие чего стих внезапно и забавно обрывается и ослабевает. Такие стихи называются холиямбами (хромыми, сказонтами). Кроме ямбических стихотворений, Гиппонакс писал пародии; многие считают его изобретателем этого рода поэзии. Вероятно, современником Гиппонакса был Ананий, которому некоторые приписывали изобретение хромых ямбов, между тем как другие говорят, что Гиппонакс изобрел сказонт, а Ананий — исхиоррогик, где спондей находится в пятой и шестой стопах. (Собр. отрывков Гиппонакса и Анания, Велькер, 1817; Холиямбы Мейнеке, в Лахманновом изд. Бабрия). Из древних Я. упомянем еще о Солоне, который, по своей гуманности, пользовался ямбом не столько для нападения, сколько для защиты от нападок на его политическую деятельность. Из его ямбов сохранилось несколько отрывков; самый длинный из них состоит из 21 стиха. Из позднейших ямбических поэтов назовем Эсхриона из Самоса или Митилены (332 г. до Р. X.), Фойника из Колофона (308 г. до Р. X.), Парменона из Византии, Гермия из Курия, Герода или Геронда, поэта Александрийского периода, изобретателя так называемых миниямбов, маленьких характерных насмешливых сценок, которому из римлян подражал, напр., Гней Маций. Лучшие изд. отрывков греческих Я. — Бергка, poet. Lyr. Gr., II, стр. 683 и слл. (3-е изд.). Римляне также употребляли ямб в carmen maledicum. Известнейшие писатели в этом роде Furius Bibaculus, Catullus, Calvus и Horatius в эподах. Из времен Империи сюда могут быть отнесены лишь некоторые пьесы Марциала и Анзония.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.