Сводная энциклопедия афоризмов

Иоанн Златоуст - Биография

Иоанн Златоуст - БиографияИоанн Златоуст - биография
(Ioannes Chrysostomos)

Иоанн Златоуст (Ioannes Chrysostomos) (344/354 - 407)
Иоанн Златоуст (Ioannes Chrysostomos)
Биография
Отец Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился в Антиохии, центре торговли между Востоком и Западом и самом цветущем городе сирийского плоскогорья, в богатой семье. Златоуст был учеником и любимцем Ливания. Богословие изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского и епископа Мелетия. В 369 Златоуст крестился и стал предаваться аскетизму сначала дома, а потом в пустыне и только тяжелая болезнь заставила его прекратить это и он вернулся в мир. В 381 получил сан диакона, в 386 - сан пресвитера. Ни прежде, ни после восточное церковное общество не видело такого витии. В 397 получил столичную кафедру. В Константинополе он стал идолом народа, одновременно объявив войну всем - духовенству, монашеству, придворной камарилье, арианству, новацианству, епископату, богачам и самой императрице. По приезде в столицу он распродал всю богатую обстановку, заведенную его предшественником, а вырученные суммы употребил на приюты и госпитали. Никогда и ни в ком из отцов церкви богатство не встречало такого противника. Всемогущий Евтропий, переместивший его в столицу, скоро оказался в рядах его врагов. Императрица Евдоксия, веселая женщина, поклонница жизни и удовольствий, сорившая деньгами, не могла нравиться суровому антиохийскому выходцу. Соотношение сил борющихся сторон было слишком неблагоприятно и его дело с самого начала было обречено на поражение. Его ближайшими сподвижниками должны были быть его собратья-епископы, белое духовенство и монахи, но Златоуст перессорился с ними. Приезжавшие часто в столицу епископы не видели более ни хлебосольства, ни гостеприимства. Когда они попадали в неприятные положения, Иоанн был беспощаден. В 399, вследствие дошедших до него жалоб на злоупотребления среди азийских епископов, Златоуст отправился в Ефес, где рукоположил своего диакона, которому верил. Кроме того, он низложил около пятнадцати епископов с других кафедр за провинности разного рода, а на всех прочих естественно навел страх. По свидетельству историка, он "начал обходиться с подчиненными суровее, чем следовало, и через это надеялся исправить жизнь подвластных ему клириков". Но самого страшного врага Златоуст приобрел себе в монашестве. Трудно быть более совершенным монахом, чем был Златоуст, и, однако, трудно представить себе разницу большую между ним и монахами обычного тогда типа на Востоке. Златоуст написал даже трактат в защиту пустынножительств, сам шесть лет в уединении расстраивал свое здоровье. И, однако, он был далек от отшельников по своему настроению и взглядам. Его кипучая натура не была создана для пустыни. Он понимал необходимость временного уединения, как ценил его и Христос, но уединение постоянное есть саморазрушение, духовное убийство, неизбежное оскудение, и Златоуст скоро постиг это. "Его идеалом была уже не пещера, где он жил отшельником, и даже не обитель, где он находился в общежитии, но первоначальное иерусалимское общество и город" - такой как Антиохия или Константинополь. В его представлении это был уже город христианский, населенный верующими, всецело послушными строгости нового закона, без отговорок выполняющими евангельские веления, - одним словом, истинными монахами в миру, подобными во всем, кроме брака, строжайшим отшельникам. Златоуст не хотел знать, что начальное христианство было глубоко аристократично в высшем смысле этого слова и думал сделать его демократическим. Златоуст, как никто в его время, толковал Евангелие просто, реально, без аллегорических тонкостей, но именно он оказался романтиком на епископской кафедре. При таком отношении к монашеству Златоуст считает подвигом не загнать человека в пустыню, а избавить его от бесцельного подвижничества. Это привело к тому, что сторонниками Златоуста не могли быть лица, смысл существования которых он стал зачеркивать. Монахи и решили в конечном счете судьбу этого единственного монаха, отрицавшего монашество. Масса монашества вербовалась из некультурных слоев, а в пустыне она еще более дичала и понесла миру сюрпризы в роде антропоморфизма. Властолюбцы быстро оценили эту черную силу и оперлись на нее при достижении своих целей. Первым из них и самым выдающимся был Феофил Александрийский, смертельный и счастливый враг Златоуста. В Египте среди главной массы монахов-антропоморфистов оказались протестанты - братья Долгие-оригенисты. Феофил стал теснить их. Братья обратились за помощью к Златоусту и тот не отказал в поддержке. Феофил начал кампанию рассылкою посланий, в которых "явно порицал только сочинения Оригена". В то же время по его совету Епифаний Кипрский явился в Константинополь, где выступил с осуждением книг Оригена и его сторонника Иоанна. Выступление не имело успеха, но Феофил добился созыва собора против Златоуста. На собор в предместье Халкидона под Дубом в 403 году съехались епископы, большей частью враждебно настроенные против Иоанна. Иоанн отказался предстать перед этим судилищем и был низложен за этот отказ. Чтобы не дать повода для народных волнений, Иоанн тайно отдался в руки властей и был отправлен в ссылку. В столице послышался грозный ропот и Иоанна приказано было вернуть. До пересмотра дела на соборе он не решался занять кафедру, но народ стал поносить царствующих особ, принудив его уступить. Собор продолжал свои заседания и расправу с друзьями Златоуста. Его поведение вызвало кровавое столкновение между константинопольцами и александрийцами. Феофил бежал в Александрию. Ссылка не изменила Иоанна и, когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес свою знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде". В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения, и через два месяца, 10 июня 404, Иоанн отправился в ссылку. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении, откуда вел переписку с друзьями. Враги настояли на ссылке в Пициус, на кавказском берегу Черного моря, но Иоанн умер по дороге, в Команах, 14 сентября 407 со словами на устах: "Слава Богу за все". Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями.
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)