космические лучи

Высокоэнергичные элементарные частицы, движущиеся сквозь Вселенную фактически со скоростью света. Они были открыты В.Ф. Гессом в 1912 г. во время полета на воздушном шаре. Частицы, находящиеся вне земной атмосферы, носят общее название первичных космических лучей. При попадании в атмосферу в результате столкновений с атомными ядрами они порождают атмосферные ливни элементарных частиц, называемые вторичными космическими лучами.

Химический состав атомных ядер, найденных в космических лучах, повторяет распространенность элементов, содержащихся в подобных Солнцу звездах, хотя в составе частиц сверхвысоких энергий имеются небольшие различия. Космические лучи — единственые обнаруженные частицы, которые пересекли Галактику. Частицы сверхвысоких энергий, возможно, порождаются квазарами и активными галактическими ядрами. Космические лучи с более низкой энергией генерируются внутри Галактики взрывами сверхновых, остатками сверхновых и пульсарами. Солнечные вспышки — источник самых низкоэнергетических космических лучей, интенсивность которых увеличивается в периоды максимума солнечной активности.

1. КОСМИЧЕСКИЕ ЛУЧИ — Поток элем. ч-ц высокой энергии, преим. протонов, приходящих на Землю прибл. изотропно со всех направлений косм. пр-ва, а также рождённое ими в атмосфере Земли в результате вз-ствия с ат. Физический энциклопедический словарь