Венера

1) (планета)

Вторая от Солнца большая планета Солнечной системы. Одна из планет земной группы, по своей природе подобная Земле, но меньше по размеру. Как и Земля, она окружена достаточно плотной атмосферой. Венера подходит к Земле ближе любой другой планеты и представляет собой самый яркий небесный объект (если не считать Солнца и Луны). Орбита Венеры лежит внутри земной орбиты, поэтому на небе эта планета никогда не отклоняется от Солнца больше, чем на 47°, и ее можно видеть только вечером на западном небосклоне, или утром — на восточном. Поэтому иногда ее называют "вечерней (или утренней) звездой". Еще одним следствием нахождения Венеры внутри орбиты Земли является такая же, как у Луны, смена фаз. Во время наибольшего сближения, когда Венера становится особенно яркой, даже в небольшой телескоп можно увидеть, что планета имеет вид серпа. Поверхность Венеры постоянно закрыта плотными слоями облаков, из-за которых в видимом свете поверхностных деталей почти не видно, хотя фотографии в ультрафиолете показывают полосчатую структуру, в том числе характерную Y-образную деталь. Облака состоят из капелек раствора серной кислоты, возникших под действием солнечного света из присутствующих в атмосфере углекислоты, а также водяного пара и соединений серы. Поверхностное давление атмосферы, почти полностью состоящей из углекислоты, в 90 раз превышает давление у поверхности Земли. Из-за парникового эффекта поверхностная температура планеты исключительно высока и равна 730 K (450° C). Для изучения Венеры в 1970-1980-х гг. был запущен ряд советских и американских космических аппаратов, в том числе советские АМС серии "Венера" и "Вега" и американские зонды серии "Пионер-Венера". Высокая температура и давление на планете создают для космических аппаратов дополнительные трудности, так что некоторые из них функционировали очень недолго, а другие вышли из строя еще до начала передачи данных на Землю. Тем не менее удалось провести анализ химического состава некоторых поверхностных пород и передать несколько панорамных изображений пустынных скалистых ландшафтов. Первые радиолокационные карты, составленные одним из орбитальных космических аппаратов, показали, что большая часть поверхности Венеры занята обширными равнинами, над которыми возвышаются большие плато высотой в несколько километров. Две главные возвышенности — земля Иштар в северном полушарии и земля Афродиты вблизи экватора. Выше всех (на 11 км выше среднего уровня поверхности) поднимаются горы Максвелла. В 1990 г. космический зонд США "Магеллан" вышел на орбиту вокруг Венеры и начал программу картирования поверхности с применением сложных радиолокационных методов и со степенью детализации, намного превышающей достигнутый к тому времени уровень. На Землю было передано множество изображений, свидетельствующих как об образовании ударных структур, так и о наличии в относительно недавнем прошлом вулканической деятельности. По стандартам Солнечной системы поверхность Венеры достаточно молода: самые старые кратеры, по-видимому, появились около 800 млн. лет назад. Однако доказательств современной вулканической активности не обнаружено. Из-за мощной атмосферы и высокой температуры ударные кратеры на Венере по форме довольно сильно отличаются от кратеров на других планетах и лунах. Небольшие метеориты, как правило, сгорают в атмосфере Венеры, поэтому на ее поверхности маленьких кратеров нет. Что касается ударных воздействий больших метеоритов, то выброшенное вещество при ударе не раскидывалось по большой площади, а в расплавленном виде растекалось вокруг образовавшихся кратеров. Было обнаружено множество различных деталей вулканического происхождения: потоки лавы, небольшие купола 2-3 км в поперечнике, большие вулканические конусы, имеющие в поперечнике сотни километров, "венцы" и паутинообразные структуры — так называемые "арахноиды". Венцы Венеры — круглые или овальные вулканические образования, окруженные хребтами, углублениями и радиальными линиями. Они отличаются от любых деталей, найденных на других планетах или спутниках и, возможно, представляют собой сколлапсировавшие вулканические купола. Арахноиды, получившие свое "паучье" название из-за внешнего сходства с пауками, по форме напоминают венцы, но имеют меньшие размеры. Согласно одной из теорий, арахноиды предшествовали венцам. Яркие линии, простирающиеся от центра на многие километры, возможно, соответствуют разломам поверхности, возникшим, когда магма вырывалась из недр планеты.

См.: Таблица 5.

2) "Венера"

Серия советских АМС, предназначенных для исследования планеты Венера. Первой станцией, успешно опустившейся на поверхность Венеры в 1970 г., была "Венера-7". Позже состоялось еще девять полетов, в ходе которых на Землю были переданы изображения поверхности Венеры и данные об атмосфере и составе коры планеты.

1. Венера — В древнеримской мифологии первоначально богиня весны и садов, принадлежала к числу древнейших италийских божеств... Сексологическая энциклопедия