Полная популярная библейская энциклопедия

Аарон

Аарон
Аарон
(высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный, и имя общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом ·пр. и законодателя Моисея (Исх.28:1 ). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх.4:16 , Исх.7:1 ); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую. взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертию за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх.6:23 ). и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр.5:4 ). Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на ·г.Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к у с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. , уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх.27:4 ). Увидав сие, поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх.32:1 ,6). За таковую слабость подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (·Лев. 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей а, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (·т.е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев.10:1 ,7). Книга Чисел (Чис.3:4 ) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертно Моисей пошел к у и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев.10:3 ). Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, , с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (·Чис. 12 ·гл. ). же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 ·чел. наиболее выдающихся Израильтян из других колен. "Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня (Чис.16:3 )?" говорили они Моисею и у. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и а (Чис.16:41 ): "вы умертвили народ Господень", вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14,700 ·чел. По приказанию Моисея, взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис.16:42 ,49). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за ом следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левиина, с именем а, расцвел, пусты почки, дал цвет и принес миндали (Чис.17:8 ). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за ом и его сыновьями. Впрочем не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис.20:12 ). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис.20:28 ). В ·кн. Второзакония место кончины а называется Мозер (Втор.10:6 ), а гора Ор и доселе называется у Арабов горою ·пр. а (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис.20:29 ). скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В ·кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс.105:16 ). Священники в позднейшие времена часто назывались домом овым и сынами овыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение а было в 1574 до ·Р.Х., призвание в 1491, посвящение в 1490, и смерть в 1451