Чудо, чудеса

(Исх 3:20, 34:10, Суд 6:13, Пс 77:11, 104:5, 105:7, 110:4, Иер 21:2, Дан 6:27, Деян 2:19,22, 4:30, 15:12 и др.). Чудеса суть дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божиею. Священное Писание исполнено сказаний о многоразличных чудесах от Господа или избранными от Господа мужами совершенных всемогуществом Божиим в Ветхом и Новом Завете. Отрицать чудо, как нечто неестественное и невозможное, и признавать чудеса, только как дело слепой противоразумной веры, — значило бы посягать на чистоту и полноту Божественного откровения, что, к сожалению, дозволял себе ослепленный самолюбием философствующий разум. С точки зрения материализма и совпадающего с ним современного, так называемого научного мировоззрения, чудо не мыслимо. Материализм признает лишь материю, как первопричину мира, и те лишь законы, по которым живет и которыми управляется материальный мир; отсюда для него недопустимы явления, стоящие вне причинной связи с этими законами, как явления противоестественные и, потому, невозможные. Отрицает чудо пантеизм: для него немыслимы явления, причина которых лежала бы вне мира, так как пантеизм подобно материализму кроме этого мира ничего не знает и не признает. Чудо недопустимо и со стороны деизма, который утверждает, что для развития и продолжения бытия мира совершенно достаточно присущих ему сил и однажды навсегда установленных законов, причем становится уже излишним вмешательство в мировую жизнь сторонней высшей силы и, следовательно, в мире не могут иметь места явления не зависящие от мировых сил и законов. Наряду с указанными тремя направлениями или мировоззрениями область философского мышления представляет еще теизм, который совершенно иначе относится к вопросу о возможности того, что называется чудом. По теистическому воззрению первопричина вселенной есть Существо, исполненное жизни, всемогущее, премудрое, благое и по Своей благости пекущееся о мире, Им созданном, промышляющее о нем. При таком воззрении на первопричину всего сущего действительность чуда не только не подлежит ни малейшему сомнению, но является необходимою. Ибо если первопричина всего есть Существо, исполненное жизни, то, понятно, это Существо действует; если Оно исполнено благости, то несомненно Его действия непосредственно направляются на вселенную, получившую от Него бытие и на отдельные существа вселенной; наконец, если верховное Существо есть всемогущее творческое начало мира, стоящее вне его, то Его действия, очевидно, должны быть вне зависимости от законов этого мира, стоять выше их, т. е. необходимо должны быть сверхъестественными, или чудесными. Иисус Христос Сам придавал особенное значение чудесам, которые совершал Он. «Когда не верите Мне, — сказал Он, — верьте делам Моим» (Ин 10:38). «Иоанн послал двоих из учеников своих к Иисусу спросить: «Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» В ответ на это сказал им Иисус: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Лк 7:19-22). Все верующие в Евангелие знают, что учение евангельское придает жизни человеческой глубокий и отрадный смысл; но такое значение евангельского учения обусловлено воскресением и вознесением Христа, о чем повествуется в Евангелии, т. е. событиями чрезвычайными, чудесными, но в которых именно и заключается ручательство в непреложности светлых обетовании, данных Христом, и лишь благодаря которым надежда, возбуждаемая этими обетованиями, превращается в совершенную уверенность, и всякое земное иго становится удобоносимым, всякое бремя — легким. Поэтому-то ап. Павел и говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14). Чудес, совершенных Господом Иисусом насчитывается и описано в Евангелиях свыше тридцати. Евангелист Матфей пишет: «и ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 9:35). Евангелист Лука говорит: «Пришли (множество учеников и народа) послушать Его и исцелиться от болезней своих, и также страждущие от нечистых духов, и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6:18,19). Евангелист Иоанн в конце своего Евангелия присовокупляет: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не записано в книге сей» (20:31), и далее: «многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (21:25). По воскресении Своем Господь Иисус Христос явился ученикам и сказал им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонят бесов; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16:15-18). Чудеса происходят и в настоящее время, хотя и не в таком обилии, как в первые века христианства, частью по маловерию, а частью по недостоинству и грехам нашим. Кому из нас неизвестно о многоразличных исцелениях и чудесах от свят. нетленных мощей, от св. чудотворных икон и по молитвам особенных избранников Божиих? Главнейшее условие для получения чудесной помощи Божией есть горячая, усердная молитва к Господу, Пречистой Его Матери, св. угодникам Божиим, и соединенная с оною глубокая вера и сознание своего недостоинства пред Богом. «Верую, Господи, помоги моему неверию» — таков должен быть молитвенный вопль души скорбящей и обуреваемой житейскими напастями и невзгодами, при испрошении чудесной помощи от Господа! Чудеса, совершенные Иисусом Христом, были бесчисленны; но вот таблица наиболее славных чудес Его, упоминаемых в Четвероевангелии, именно в том порядке и последовательности, в которых оные происходили: Претворение воды в вино, Кана, Ин 2:1-11. Исцеление сына Капернаумского царедворца, Кана, Ин 4:46-54. Чудесная ловля рыб, Галилейское озеро, Лк 5:1-11. Исцеление бесноватого, г. Капернаум, Мк 1:23-26. Исцеление тещи Петровой, Мк 1:30-31. Исцеление прокаженного, Мк 1:40-45. Исцеление слуги сотника, Мф 8:5,13. Воскрешение сына вдовы Наинской, Наин, Лк 7:11-17. Укрощение бури, Галилейское озеро, Мф 8:23-27. Исцеление Гадаринских бесноватых, г. Гадара, Мф 8:28-32. Исцеление расслабленного, г. Капернаум, Мф 9:1-8. Воскрешение дочери Иаира, Капернаум, Мф 9:18-26. Исцеление кровоточивой, Лк 8:43-48. Исцеление двух слепых, Мф 9:27-31. Исцеление глухого бесноватого, Мф 9:32-33. Исцеление больного, находившегося в болезни 38 лет, в купальне Вифезда, Иерусалим, Ин 5:1-9. Исцеление сухорукого, Иудея, Мф 12:10-13. Исцеление бесноватого, Капернаум, Мф 12:22-23. Чудесное насыщение пяти тысяч человек, Декаполь Мф 14:15-21. Исцеление дочери Хананеянки, близ Тира, Мф 15:22-28. Исцеление глухонемого, Декаполь, Мк 7:31-37. Чудесное насыщение четырех тысяч человек, Декаполь, Мф 15:32-39. Возвращение зрения слепому, Вифсаида. Мк 8:22-26. Исцеление бесноватого в новолунии, г. Фавор Мф 17:14-21. Возвращение зрения слепорожденному, Иерусалим, Ин 9:1-8. Исцеление скорченной женщины, страдавшей от болезни 18 лет, Галилея, Лк 13:11-17. Исцеление десяти прокаженных, Самария, Лк 17:11-19, Исцеление страждущего водяною болезнью, Галилея, Лк 14:1-4. Воскрешение четыредневного Лазаря из мертвых, Вифания, Ин 11:11-14. Возвращение зрения двум слепым, Иерихон, Мф 20:30-34, Чудесное иссушение смоковницы, Масличная гора, Мф 21:18-21. Чудесное исцеление уха первосвященнического раба Малха, Гефсимания, Лк 22:50-51. Чудесная ловля рыб, Галилейское озеро, Ин 21:1-14.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me