Игры

Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого, впрочем, нельзя заключить, что еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Дети евреев, как видно из указания Зах 8:5 и Мф 11:16, забавлялись и играли на улицах. «И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его». Из Иов 40:24 видно, что дети евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам еврейских брака и погребения. «Но кому уподоблю род сей? — говорил Спаситель народу, — Он подобен детям, которые сидят на улице, и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не плясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали» (Мф 11:16-17). Для взрослых евреев считались забавою и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками (Иер 15:17). «Не сидел я в собрании смеющихся — говорит пророк о себе, — и не веселился»… и решением различных загадок, как, например, на брачном пиршестве у Самсона (Суд 14:10-14). Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, египтян. Что касается до публичных игр, существовавших в древности у греков и римлян, то таких игр у евреев до более позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска (1 Мак 1:14, 2 Мак 12-14); потом — Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бега на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т. п. Впрочем, на эти игры и увеселения евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими. Страсть к театральным представлениям особенно была развита у греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этою их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так, например, метафорическое выражение: «когда я боролся со зверями в Ефесе» (1 Кор 15:32), указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в греческих и римских цирках. Впрочем, хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. «Ибо телесное упражнение мало полезно» (1 Тим 4:8), и «если же кто и подвизается» (2 Тим 2:5) — указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительною диетою воздерживались от всего и порабощали тело свое (1 Кор 9:25-27). Самое состязание происходило в присутствии многочисленных зрителей. Этим обычаем объясняется следующее выражение апостола: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей…» (Евр 12:1). Победитель в состязании получал обыкновенно награду — венок, состоявший из листьев дикой оливы, или сосны и плюща. Указывая на этот обычай, ап. Павел говорит: «А теперь готовится мне венец правды» (2 Тим 4:8). Иногда в руки победителя давались пальмовые ветви (От 7:9). Ап. живо представляет нашему воображению предосторожность состязающихся удалить всякое препятствие, мешающее им в достижении цели, особенно же тесную и длинную одежду: «…свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще», — говорит он (Евр 12:1). «Не знаете ли, — пишет он в другом месте, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». А затем продолжает: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое…» (1 Кор 9:24-27). «Забывая заднее и простираясь вперед, — свидетельствует, наконец, он о себе в послании к Филип. 3:13-14, — стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Все эти термины и выражения, имеющие большее или меньшее отношение к гимнастическим упражнениям древних, несомненно, заимствованы от гимнастических упражнений, употреблявшихся в древних цирках.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. игры — ИГРЫ I. - командные спортивные игры. Спортивные игры, в которых соревнуются две команды ( баскетбол, водное поло, волейбол, гандбол, регби, футбол, хоккей и т. п.). Количественный состав команд регламентируется правилами соревнований. - конные игры. Словарь спортивных терминов
  2. игры — см. >> зрелище Словарь синонимов Абрамова
  3. Игры — • Ludi. I. Общественные. a) У греков (ἀγώνες), см. Olympia, Олимпия; Pythia, Пифия; Nemea, Немея; Isthmia, Истмии. b) У римлян (ludi). Публичные сценические и праздничные... Словарь классических древностей
  4. игры — См. играть Толковый словарь Даля
  5. игры — 1. игры мн. Тайные действия, направленные на достижение определённых — обычно предосудительных — целей. 2. Игры I мн. разг. Олимпийские игры. II мн. разг. Всемирные юношеские игры. Толковый словарь Ефремовой
  6. Игры — I. Общественные А) у греков (см. Агоны). В) У римлян (Ludi). — Подобно греческим огонам, И. у римлян находились в тесном отношении к культу; несмотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римского государства, их число все увеличивалось... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона