Начатки

(Чис 18:12). «Начатки плодов земли твоей, — говорится в законе Моисеевом, — приноси в дом Господа Бога твоего» (Исх 23:19), и вот, в силу этого предписания, первые плоды жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, шерсть с овец и т. п. приносились в храм для содержания служителей его, священников, левитов (Исх 23:19, Чис 15:19-21). Количество-первых плодов не указано в законе Моисеевом, но думают, что это была, по крайней мере, шестнадцатая часть всех произведений. Как должны быть приносимы первые плоды в храм, на это содержатся указания в Лев 23:10-14. Первый сноп созревшего ячменя, обыкновенно, приносили на второй день Пасхи, и священник возносил этот сноп пред Господом; после молотьбы оного во дворе храма, горсть ячменя очищали, жарили, толкли в ступе и смешивали его с елеем, и затем приносили Господу от лица всего народа в знак признательности и благодарности. До сего возношения жатва оставалась нетронутою. Спустя семь недель после того, т. е. в конце жатвы, из свежей пшеницы приготовлялись два хлеба возношения, как первый плод Господу (Лев 23:16-17), и до сего возношения никому не дозволялось есть нового хлеба. Ап. Павел указывает в послании к Римлянам на это постановление не есть нового хлеба до того времени, пока из него не будут приготовлены хлебы для возношения пред Господом в день Пятидесятницы. «Если начаток свят, — говорит он, — то и целое» (11:16). Хлебы приготовлялись из кислого теста, так как они составляли приношение обыкновенной пищи. Сноп и хлебы были возносимы пред Господом от лица всего народа, но после сего народ должен был приносить частные жертвы. Зрелые плоды, свежеприготовленные напитки, все лучшее из елея, винограда и хлеба (Чис 18:12), равно как мед (2 Пар 31:5) должно было приносить Господу точно так же, как и первые плоды. Начатки пшеницы, вина, елея, а также от шерсти овец отдавались на пользу священников (Лев 18:4). Первые плоды с плодовых деревьев три года почитались за необрезанные, а в четвертый год посвящались для празднеств Господних (Лев 19:23-24). Иудеи, жившие в отдаленных странах, Риме, Малой Азии, Египте, отсылали в Иерусалим вместо первых плодов, которые могли испортиться в дороге, деньги, именно чего те стоили. В заключение заметим, что обыкновение приносить в жертву своим божествам первые полевые произведения и первородных из стад существовало уже в первые библейские времена, как то видно из истории Каина и Авеля (Быт 4:1-4).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. начатки — На/ча́/т/к/и. Морфемно-орфографический словарь
  2. начатки — орф. начатки, -ов Орфографический словарь Лопатина
  3. начатки — НАЧАТКИ -ов; мн. Первые, начальные сведения, знания и т.п. Н. грамотности. Толковый словарь Кузнецова
  4. начатки — НАЧАТКИ, ов. Первые, начальные сведения. Н. знаний. Толковый словарь Ожегова
  5. начатки — НАЧ’АТКИ, начатков, ед. нет. Первые элементарные сведения. Начатки знаний. Начатки арифметики. Толковый словарь Ушакова
  6. начатки — начатки мн. разг. Первые, начальные, элементарные сведения в какой-либо области знаний. Толковый словарь Ефремовой