Нафан

(податель) — имя следующих лиц: 2 Цар 5:14 — один из сыновей царя Давида от Вирсавии и предок по прямой линии от Иисуса Христа (Лк 3:31). 2 Цар 7:2-4, 12:1-25 и др. — пророк, занимавший видное положение в царствование Давида и Соломона и бывший, по крайней мере, в трех случаях непосредственным орудием сообщения между Богом и царем. В первый раз упоминается о нем в связи с намерением Давида построить храм Господу, намерением, которое пророк вначале горячо одобрил, но в последующее время по нарочитому повелению Божию не допустил его осуществить (2 Цар 7:1-17). Далее мы видим, что Господь возложил собственно на пр. Нафана обличить царя за содеянный им тяжкий грех относительно Урии и его жены. Повествование, в котором описывается это обличение, несомненно, может считаться одною из трогательнейших страниц свящ. истории, особенно по красоте притчи, в которой он очертил его грех (2 Цар 12:1-14). Устами Нафана были произнесены над Давидом строгое обличение в содеянном им грехе и суд Божий за оный, но его же устами произнесено было также и уверение в Божием прощении и знаменательное имя, данное младенцу Соломону Иедидиа (возлюбленный Богом), родившемуся от Вирсавии, что указывало на Божественную любовь и милость к нему (ст. 25). Вероятно, вследствие сего обстоятельства Давид принимал особенное отеческое участие в Соломоне и в провозглашении его наследником престола перед своею смертью. По внушению того же пр. Нафана мать Соломона осмелилась напомнить умирающему царю о правах сына своего Соломона на престол, и в силу ее ходатайства Давид не замедлил провозгласить его царем (3 Цар 1:8-40). После сего о Нафане в Свящ. Писании не упоминается, но, вероятно, он жил долгое время и в царствование Соломона. В 2 Пар 9:29 прямо говорится, что он описал в своих записях деяния Соломоновы, как прежде того описал дела царя Давида (1 Пар 29:29). Захар 12:12 — пророк Захария, описывая раскаяние Иудеев и признание с их стороны распятого Мессии, упоминает о доме Нафана: «и будет рыдать, — говорит он, — племя дома Нафана». Разумеется ли здесь вышеупомянутый пр. Нафан, или другое какое лицо, решить трудно. 2 Цар 23:36 — отец Игала, из Цобы, одного из сильных царя Давида. 1 Пар 11:38 — брат Иоиля, одного из главных, воинов Давида, может быть лицо тождественное с вышеупомянутым. 3 Цар 4:5 — отец Азарии, начальник над приставниками царя Соломона. 1 Пар 2:36 — сын Аттая и отец Завада, из потомства Иуды. 1 Езд 8:16, 10:39 — одно из лиц, посланных Ездрою после плена к начальствующему в местности Касифье, чтобы привести оттуда служителей для Дома Божия. Вероятно, то же самое лицо упоминается и в последней цитате.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нафан — Нафан (евр. Натан, «Он (т.е. Бог) дал»): 1) израильтянин из колена Иуды, сын Аттая (1Пар 2:36); 2) отец одного из храбрых у Давида (2Цар 23:36); 3) брат другого храброго у Давида (1Пар 11:38); 4) пророк, возвестивший Божий суд Давиду... Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Нафан — Наф’ан (дающий) — а) (2Цар.5:14 ; 1Пар.3:5 ; 1Пар.14:4 ; Лук.3:31) — один из сыновей Давида от Вирсавии, родившийся в Иерусалиме, предок Иосифа в родословии Иисуса Христа; б) (2Цар.7:2 -4,17; 2Цар.12:1 ,5,7,13,15,25; 3Цар. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Нафан — А, муж. Стар. редк. Отч.: Нафанович, Нафановна. Производные: Нафанка; Нафаня; Фаня; Нафа. Происхождение: (Др.-евр. имя Natan — он (бог) дал.) Словарь личных имен
  4. Нафан — Пророк, современник Давида и Соломона. Своей знаменитой притчей об овце (2 Цар., XII) он обличил Давида в его страшном грехе, и вообще играл видную роль не только в религиозных, но и в политических делах еврейской монархии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона