Нееман

(приятность, миловидность; 4 Цар 5:1-2)-сирийский военачальник, современный пр. Елисею и обратившийся к нему с просьбою исцелить его от проказы, от которой он тяжко страдал. Удовольствия, которыми он пользовался при своем высоком положении, отравлялись этою чудовищною болезнью. Все средства для исцеления оной оказывались напрасными; и вот однажды одна служанка, пленная Израильтянка, жившая у него в доме, сказала жене Неемана: «если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его». Слова эти были переданы Нееману, а он пересказал царю. Царь дозволил ему отправиться в Самарию и послал с ним письмо к царю Израильскому, чтобы тот снял с него его проказу. Такая странная просьба для царя Израильского, не владеющего даром врачевания, показалась ему предлогом к войне. «Он разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтоб умерщвлять и оживлять»? Пр. Елисей, услыхав об этом, велел позвать к себе Неемана. Вельможа прибыл на конях и на колеснице своей остановился у входа в дом Елисея. Пророк выслал сказать ему: «поди омойся семь раз в Иордане и обновится тело твое у тебя и будешь чист». Такое отношение пророка к вельможе сирийскому и такой, по-видимому, пустой совет, простое врачевство показались Нееману обидным, он разгневался и сказал: «разве Авана и Фарфор, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве бы я не мог омыться в них и очиститься»? Но слуги его подошли к нему и сказали: «ежели бы пророк велел тебе сделать что-либо трудное, неужели бы ты не сделал? А он тебе сказал только: омойся и очистишься». По совету благоразумных слуг, Нееман отправился на Иордан, окунулся в него семь раз, и тело его сделалось совершенно чистым. Глубоко пораженный этим чудом, он предложил Елисею свои дары; но пророк, несмотря на все убеждения, ничего не принял. Тогда Нееман просил у пророка позволения взять с собою еврейской земли, чтобы в Дамаске построить на ней жертвенник Богу Истинному, потому что он не будет более приносить жертвы другим богам, кроме Бога Израилева, и при этом просил пред пророком прощения у Господа в том, что он по обязанности своей, сопровождая царя в капище Риммона, должен был по необходимости преклоняться там вместе с царем, когда он повергается на землю пред идолом, опираясь на руку его. Пророк успокоил его: «иди с миром», — сказал он (4 Цар 5:1-19). По иудейскому преданию Нееман был то самое лицо, который в битве при Рамоф-Галааде случайно пущенною стрелою поразил насмерть Ахава. Быть может, на это именно событие и указывается в 4-й кн. Царств следующею фразою: «чрез него (т. е. Неемана) Господь дал победу Сирийцам». Господь дает нам видеть в Неемане человека истинно верующего, представляя его в пример для Израильтян своего времени. «Много было прокаженных в Израиле при пр. Елисее, — говорит Господь, — и ни один из них не очистился кроме Неемана Сириянина» (Лк 4:27).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нееман — Нееман см. Нааман (2). Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Нееман — Неем’ан (приятность) (4Цар.5:1 ,2,4-6,9,11,17,20,21,23,27; Лук.4:27) — сирийский полководец, чудесно исцеленный через пророка Елисея и поэтому всем сердцем уверовавший в истинного Бога. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Нееман — Сирийский полководец, который, будучи поражен проказой, искал исцеления у израильского пророка Елисея и, выздоровев, уверовал в Иегову. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона