Петр апостол

(скала, камень; Ин 1:40) — сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению (Ин 1:42, Мф 16:18). Семейство его жило в Капернауме (Мф 8:14, Мк 1:24, Лк 4:38); по роду своих занятий он был рыбарь (Лк 5:1-3). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб (Лк 5:6-9), в таком количестве, что даже «сеть у них прорывалась». Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. «Выйди от меня, Господи! — воскликнул Петр при сем событии, — потому что я человек грешный». О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в Евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде (Мф 14:29). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа (Мф 16:16). Впрочем, его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: «отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн. Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:22-23). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: «не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин 6:67-69). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так, ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Лк 8:51). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа на Фаворе, во время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском (Мф 26:36-56). Там же, движимый горячею любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч и, ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей, готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском (Ин 18:10). Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: «Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих во век». Когда же Господь сказал ему: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною», он впал в другую крайность и воскликнул: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин 13:8-9). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, «Петр сказал Ему: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя». На это сказал ему Господь: «душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды» (Ин 13:37,38). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. «И, вышел вон, — замечает Евангелист, — он плакал горько» (Мф 26:75). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: «идите, скажите ученикам и Петру» (Мк 16:7). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: «паси овец Моих» (Ин 21:16). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, причем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими (Деян 4:19-20), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом пробывши несколько времени в Антиохии проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и, наконец, скончался мученически в Риме. Существует предание, что римские христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию римского императора Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по Р. Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Св. Церковь вместе с ап. Павлом наименовала ап. Петра первоверховным, и празднует память его вместе с ап. Павлом 29 июня; кроме того, особо, 16 января — поклонение честных вериг св. и всехвального ап. Петра. Ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим Иудеям, рассеянным вне Палестины.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me