Пища

(Быт 1:29, Мк 7:19). Для пропитания человеку вначале были назначены Богом семена древесные и плоды (Быт 1:29). Употребление мяса животных разрешено после потопа (Быт 9:2-4). Вообще же пищу человека должно было составлять все, что Бог назначил ему для пропитания как из царства растительного, так и из животного (Быт 9:3, Рим 14:2-3). К этому издавна служила еще соль, как приправа (Иов 6:6). Главную пищу составлял зерновой хлеб: пшеница, ячмень, полба, пшено и проч., которые частью в виде муки употреблялись на приготовление хлеба и других печений, частью варились с разными приправами и маслом, частью употреблялись в колосьях и зернах, поджаренных на огне (Быт 25:29-34, Лев 23:14, 2 Цар 17:28-29, Нав 5:11, Лев 2:1,4,14 и др.). С хлебом, как повседневной пищей, употреблялось молоко не только коровье, но и овечье и козье (Вт 32:14, Прит 27:27), свежее, густое, или свернувшееся, пресное, или кислое. Без сомнения, Израильтяне умели приготовлять разного рода сыры и творог (Иов 10:10; 1 Цар 17:18, 2 Цар 17:29), сбивали также, вероятно, и масло (Прит 30:33). Очень любили также пчелиный мед (Исх 16:31, Прит 16:24, Сир 39:32), также виноградный, сваренный в сироп морс из сладкого винограда и лесной мед диких пчел (I Цар 14:25, Мф 3:4), которым Палестина и доселе богата, изюм, или сушеный виноград, сушеные фиги, или смоквы (1 Цар 25:18, 2 Цар 16:1), финики и разные свежие плоды. Овощами служили преимущественно стручковые плоды, чечевица и бобы, также лук, чеснок, огурцы и разного рода зелень и злаки, частью разводимые в садах (3 Цар 21:2) и частью на полях растущие (Прит 15:17). Между животною пищею первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз. Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, вероятно, также голубей и горлиц; при том, к столу богатых шла еще дичь — олени и различные птицы (3 Цар 4:23, Неем 5:18). А рыбу, вкус к которой Израильтяне приобрели еще в Египте (Чис 11:5), доставляло в великом множестве озеро Геннисаретское (Ин 21:11, Мф 14:17, 15:34), так что в Галилее она, вероятно, соленая и изжаренная на огне, служила обыкновенною закускою при хлебе (Ин 6:9,11; 21:9 и др.), а впоследствии Финикияне приносили на рынок даже морскую рыбу (Неем 13:16). Наконец, бедные люди ели еще саранчу (Лев 11:22, Мф 3:4, Мк 1:6), частью соленую и высушенную, или изжаренную, частью сваренную в воде и приправленную маслом. Законом запрещено было употреблять нечистых животных, все мертвое, издохшее, удавленное (Исх 22:31, Лев 17:18, Вт 14:21), Не должно было есть крови никакого животного и ничего не есть с кровью (Лев 17:10-14, 7:26, Вт 12:16-23, Иез 23:25. 2 Цар 14:32, Деян 15:20-29, 21:25 и проч.). Что касается питья, то между разными видами его первое место занимала вода (Прит 25:21-25 и др.), а для лучшего утоления жажды в простых классах употреблялся особенный кислый напиток, вроде уксуса, смешанного с водою (Руфь 2:14). Вино, употребляемое состоятельными людьми, иногда разбавлялось водою и часто приправлялось пряными кореньями, отчего становилось острым и ароматическим. Употреблялось, наконец, крепкое вино — сикера (Лк 1:15). Что до уксуса, или вина с миррою, или до уксуса с желчью, которое давали на кресте Господу (Ин 19:29, Мк 15:23, Мф 27:3,4), то это было кислое, или окисшее вино, употребляемое воинами, но которое теперь смешано было с миррою, или каким другим одуряющим и притупляющим чувство вещество. Такой напиток давали пить осужденным, чтобы несколько уменьшить и облегчить тягость их страданий. Самым обыкновенным часом обеда был полдень. Молитва перед обедом в первый раз упоминается в 1 Цар 9:13. Во времена Иисуса Христа она была обычна прежде и после каждого обеда и состояла в благословении, т. е. в благодарении и прославлении Бога (Мф 15:36, 1 Кор 10:30, Тим. 4:4). После Вавилонского плена вошло в обычай, вместо сидения на коврах, возлежать за столом на ложах (Амос 6:4). Женщины на Востоке не были приглашаемы к столу мужчин, а обедали в особой комнате; только в Вавилоне знатные женщины присутствовали на пирах мужчин. При еде не употреблялись ни тарелки, ни ложки, ни ножи, ни вилки. Вместо тарелок им служил тонкий хлебец, на который жители Востока клали то, что мы кладем на тарелки. Хлеб они разламывали руками, а мясо подавалось уже нарезанное маленькими кусочками, которые они и подносили ко рту пальцами правой руки; даже соус и молоко они ели, обмакивая в них хлеб рукою. Так жнецы (Руфь 2:14) макали свой хлеб в кислый соус, или в уксус; так Господь Иисус Христос обмакнул Свой кусок в блюдо и подал его Иуде предателю (Ин 13:26). То же самое делается и теперь почти во всех Восточных странах, хотя в настоящее время имеются уже деревянные ложки даже при дворе Персидского шаха. Трезубая вилка, упоминаемая в 1 Цар 2:13 служила не для еды, но для вынимания мяса из горшка, или котла. Напитки подавались в чашках, или кубках, как это и теперь водится на Востоке. Пища и питие нередко в Свящ. Писании употребляются в иносказательном смысле, означая манну и изведенную воду из камня в пустыне (1 Кор 10:3-4), исполнение воли Божией (Ин 4:32-34), слово Божие (Мф 4:4, 1 Кор 3:2, Евр 5:12-14), наконец. Тело и Кровь Христовы (Ин 6:32-58).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пища — Совокупность неорганических и органических веществ, получаемых организмами из окружающей среды и используемых ими для питания. П. необходима организму для построения растущих тканей тела и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности... Большая советская энциклопедия
  2. пища — -и, ж. 1. То, что едят и пьют, что служит питанием; еда. Мясная пища. Растительная пища. Молочная пища. Приготовить пищу. □ Вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи. Малый академический словарь
  3. пища — Пи́щ/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. пища — орф. пища, -и, тв. -ей Орфографический словарь Лопатина
  5. пища — Давать пищу чему (книжн.) — способствовать возникновению, распространению чего-н. ► Давать пищу слухам, сплетням. На пище святого Антония (книжн. шути.) — голодая, недоедая. ► Старик жил на пище святого Антония. Фразеологический словарь Волковой
  6. пища — • обильная ~ Словарь русской идиоматики
  7. Пища — I. П. — это любой вид питания для человека и животного (Быт 6:21; 41:35; Суд 13:16; Притч 6:8; Иез 34:5; Мал 3:10; Мф 14:15). Бог создал всякую П. (Быт 1:29 и след.; 1Тим 4:3)и дает ее всем живущим (Быт 9:3; Иов 38:39-41; Пс 135:25; 144:15 и след. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. пища — Кушанье, снедь, еда, брашно, яства (множ. ч.), стол, харчи (харч), хлеб, хлеба, продовольствие, провизия, провиант, съедобное, съестные припасы, пищевое вещество, продукт потребления; лакомство, сласть, амврозия (<�пища богов>... Словарь синонимов Абрамова
  9. Пища — • Cibus I. У греков. Различие, существовавшее между отдельными гражданами, племенами и государствами, заметно также и в различной роскоши их стола. Словарь классических древностей
  10. пища — П’ища — вначале человеку была дана только растительная (Быт.1:29), но после потопа также и животная (Быт.9:2 -4). В Писании часто упоминаются как простые естественные продукты (фрукты, орехи, мед), так и произведения земледелия (хлеб, вино... Библейский словарь Вихлянцева
  11. пища — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? пищи, чему? пище, (вижу) что? пищу, чем? пищей, о чём? о пище 1. Пища — это то, что утоляет голод, насыщает, поддерживает силы, существование, еда. Запасы пищи. | Мясная, растительная пища. | Здоровая, нездоровая пища. Толковый словарь Дмитриева
  12. пища — Заимств. из ст.-сл. яз. Исконно русское пича утрачено (ср. польск. pica). Суф. производное (суф. -j-) от пита «хлеб, пища»; tj > шт > щ. См. питать. Этимологический словарь Шанского
  13. ПИЩА — ПИЩА, комплекс веществ, необходимых для поддержания жизни и продолжения роста организма. Важными составными частями пищи человека являются БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, МИНЕРАЛЫ и ВИТАМИНЫ. см. также ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ. Научно-технический словарь
  14. Пища — (alimentum) совокупность пищевых продуктов (натуральных или подвергнутых промышленной и кулинарной обработке), пригодных для непосредственного употребления. Медицинская энциклопедия
  15. пища — ПИЩА -и; ж. 1. То, что едят и пьют, что служит питанием; еда. Мясная п. Растительная п. Молочная п. Приготовить пищу. Калорийная п. Употребляться в пищу. Добывать пищу. Сидеть на пище святого Антония (разг.; плохо питаться; голодать, недоедать). Толковый словарь Кузнецова
  16. пища — П’ИЩА, пищи, мн. нет, ·жен. (·книж. ). 1. То, что едят и пьют с целью насыщения, что служит для питания. Здоровая пища. Сытная пища. Легкая пища (легко перевариваемая). Жмыхи идут в пищу скоту. «Грибки, оказалось, были сносною пищей.» Пришвин. Толковый словарь Ушакова
  17. Пища — См. Диета. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. пища — Заимствование из старославянского и восходит к той же основе, что и глагол питать. Этимологический словарь Крылова
  19. ПИЩА — ПИЩА — совокупность неорганических и органических веществ, получаемых животными и человеком из окружающей среды и используемых ими для построения и возобновления тканей, поддержания жизнедеятельности и восполнения расходуемой энергии. Большой энциклопедический словарь
  20. пища — пища ж. 1. То, что служит питанием, что едят и пьют. || То, что питает организм, обеспечивает его жизнедеятельность. 2. перен. То, что обеспечивает духовную деятельность. Толковый словарь Ефремовой
  21. пища — пи́ща Заимств. из цслав.; ср. ст.-слав. пишта τροφή (Клоц., Супр.); ср. сербохорв. пи̏ħа, словен. рíčа, чеш. рíсе, рiсí ср. р., польск. рiса "провиант", в.-луж., н.-луж. рiса "пища, корм". Из праслав. *piti̯a от пита́ть; см. Мi. ЕW 247 и сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. пища — ПИЩА ж. все, что служит для питанья, что питает; снедь, яство, еда, все съедомое, брашно, харч, харчи, корм, сыть, выть, все питательное. Пища хищного зверя: кровь и мясо; пища травоядного: растенья, плоды. Толковый словарь Даля
  23. пища — ПИЩА, и, ж. 1. То, что едят, чем питаются. Вкусная п. Здоровая п. Щи да каша п. наша (погов.). 2. перен., для чего. То, что является материалом для какой-н. деятельности, источником для чего-н. (книжн.). П. для ума, размышлений. Толковый словарь Ожегова