Праздники

(Лев 23:2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие: Суббота — по выражению раввинов царица праздников. Установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления евреев от плена и рабства египетского. Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день по Пасхе, установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. Праздник Труб, служивший началом нового еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри. День Очищения — десятый день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа. Праздник Кущей — в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках. Новомесячие. Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенными празднествами для евреев были: субботний год и юбилей. Каждый седьмой год по закону Моисееву должен был считаться священным (Исх 23:10-12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством для евреев был год юбилейный, или пятидесятый (Лев 25:8-13). Кроме того, что предписывалось соблюдать относительно субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам и проч. Впоследствии к этим великим праздникам присоединены были еще следующие: Праздник Пурим, в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (Есф 9). Праздник Дровоношения, т. е. доставления дров для храма, установленный Неемиею (Неем 10:34, 13:31). Праздник Обновления храма, установленный Иудою Маккавеем (1 Мак 4:59, Ин 10:22). Праздник, установленный в память победы, одержанной Иудою над Никанором (1 Мак 7:49) и праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (1 Мак 13:52). Новозаветная Церковь издревле также имеет свои праздники. Главнейшие из них по своему началу восходят к самым временам апостольским, другие получили начало и образование свое в последующие времена. Первый и древнейший праздник Церкви христианской есть день воскресный, установленный в воспоминание воскресения Христова. Следы празднования его мы находим в самом Свящ. Писании. В книге Деяний Апостольских упоминается о собрании учеников, т. е. Христиан, во едину от суббот, т. е. в первый день недели или в воскресный, для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Причащения (Деян 20:7). У апостола и евангелиста Иоанна в Откровении также упоминается день недельный или воскресный (От 1:10). Но как в Ветхозаветной Церкви под именем субботы разумелись и другие дни, установленные для празднования, как, например, Праздник Пасхи, так и в христианской Церкви должно наблюдать, кроме воскресного дня, и другие во славу Божию, в честь Пресв. Богородицы и прочих святых, установленные праздники. Важнейшие из этих праздников суть следующие: Пасха — праздник Воскресения Христова, праздник праздников и торжество из торжеств, предначатие вечного блаженства, особенно торжественно отправляющийся во славу страданий и воскресения Господа. Затем важнейшие двунадесятые праздники Господские и Богородичные суть следующие: День Рождества Пресвятые Богородицы. День Ее введения во храм, для посвящения Ее Богу. День Благовещения, т. е. Ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Нее. День Рождества Христова. День крещения Господня и купно Богоявления Пресвятые Троицы. День сретения Господа во храме Симеоном. День преображения Господня. День входа Господня в Иерусалим. День вознесения Господня на небо. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и купно во славу Пресвятые Троицы. День воздвижения Креста Господня, обретенного царицею Еленою. День Успения Пресв. Богородицы. За двунадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери, и потом праздники в честь Святых Божиих. К последним принадлежат праздники — в честь Ангелов, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, ап. Петра и Павла и других апостолов, св. пророков, великих святителей, мучеников, преподобных и других святых.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Праздники — Древнерусская церк. певческая книга, содержащая "нотные службы на дни двунадесятых господских и богородичных праздников (неподвижных)". П. были впервые изданы в 1772 в квадратной ноте, в цефаутном ключе. Частично дублировали Стихирарь и Ирмологий. Музыкальная энциклопедия
  2. Праздники — (Хагим, моадим) Праздничные дни называются на иврите "хагим", или "моадим". Первоначальным значением слова "моэд" (ед. ч. от "моадим") было место или время встречи; позднее стало употребляться в смысле "собрание" и, наконец... Энциклопедия иудаизма
  3. праздники — Пр’аздники — их было у израильского народа много. Каждый седьмой день (суббота, см.) у евреев считался праздничным днем. Также и новомесячие (см.), в какой бы день недели оно ни случилось. Библейский словарь Вихлянцева
  4. праздники — ПРАЗДНИКИ — БУДНИ (праздник — будни; праздник — будень, ед. устар. и прост.) Праздничный — будний праздничный — будничный (см.) празднично — буднично Иудушка начинает соображать: будни или праздник сегодня. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. Словарь антонимов русского языка
  5. Праздники — Нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в каком праздники следуют в году, начиная с сентября. В книге... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона