Самсон

(солнце; Суд 13:24) — сын Маноя, бывший судиею Израильским 20 лет. Обстоятельства сопровождавшие его рождение замечательны. См. Маной. Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (Исх 34:16, Вт 7:3), он пожелал жениться на одной женщине из Филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, навстречу им вышел молодой лев. На Самсона «сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было» (Суд 14:6). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной Филистимлянам во время свадебного пиршества, с обещанием ценного подарка тому, кто разрешит ее в течение семи дней, и с тем условием, что если они не разрешат ее, то должны будут дать ему подобный же дар (30 рубашек из тонкого полотна и 30 перемен одежд). Будучи не в состоянии разрешить эту загадку, гости обратились к жене Самсона, которая своими настоятельными просьбами получила от него разрешение загадки. С сильными угрозами они добились от нее разрешения загадки и передали Самсону. Но он узнал об их коварстве и хотя сдержал свое слово и сделал им подарок, но подарок стоил жизни тридцати человекам их соотечественников; он пошел в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. За сим он оставил свою жену, изменившую его тайне. По возвращении в город Фимнафу с целью примирения со своею женою, он узнал, что она вышла вторично замуж и не может более с ним видеться. Тесть его предложил ему в жены другую дочь младшую, более красивую. Но Самсон не согласился на это и решил отмстить Филистимлянам за жену. Он поймал 300 лисиц, и к хвостам каждой пары их прикрепил по зажженному факелу и пустил их в поля и виноградники Филистимские. От этого во многих местах в городе и в поле занялся пожар, и все сделалось добычею пламени. Когда же Филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом, в котором жила жена Самсона и сожгли ее. Это снова навлекло на Филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним «и перебил им головы и бедра», затем он «засел в ущелье скалы Етама». Тогда Филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием, что не будет убит своими. Когда же привели его к Филистимскому войску и оно, увидев его, испустило радостный крик: тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшеюся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего. — Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота, и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вервями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в Филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой Филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он, наконец, открыл ей, что он назорей Богу, и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и, действительно, сила Божия оставила его. Призванные Филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием, и силы его росли вместе с волосами. В праздник Агона Филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и, наконец, поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более нежели сколько во время своей жизни. Все обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Суд 13-16. Св. An. Павел, перечисляя верующих, упоминает также и о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (Евр 11:32,33).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Самсон — I Самсо́н (древнеевр. Шимшон, предположительно от шемеш — солнце) в библейской мифологии герой, которому приписывались сверхъестественная физическая сила и отвага. Совершил многие подвиги в борьбе с филистимлянами (истребил 1000 врагов, похитил ворота... Большая советская энциклопедия
  2. САМСОН — (др.-евр. Шимшон, связывают с "Шемеш" — солнце) — легендарный богатырь израильского племени данитов, совершивший ряд подвигов в борьбе с филистимлянами. По преданию, истребил 1000 врагов ослиной челюстью, похитил ворота... Советская историческая энциклопедия
  3. САМСОН — Греч. Σαμφων, лат. Samson, Шимшон (евр. Šimðôn, предположительно «служитель» или «солнечный», от šemeš, «солнце»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделенный невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Мифологическая энциклопедия
  4. Самсон — Самсон (евр. Шимшон, «солнечный»), израильтянин из колена Дана, сын Маноя, жившего в Цоре (Суд 13:2). Он родился в конце эпохи судей, когда Господь отдал израильтян за их грехи в руки филистимлян. Рождение... Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. самсон — см. >> богатырь Словарь синонимов Абрамова
  6. Самсон — Самсон Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. Самсон — Самс’он (солнце) (Суд.13:24 ; Суд.14:1 ,3,5,7,10,12,15,16,20; Суд.15:1 ,4,6,7,10-12,16; Суд.16:1 -3,6,7,9,10,12-14,20,23,25-30; Евр. Библейский словарь Вихлянцева
  8. самсон — (иноск.) — силач (намек на библ. Самсона) Ср. И он растерзал льва, как ягненка. Судьи. 14, 6; Ср. 15, 13-14. Ср. Нашел он свежую ослиную челюсть и убил ею тысячу человек. Там же. 15, 15. Ср. 16; 3, 9, 12, 14, 17, 19, 26-31. Фразеологический словарь Михельсона
  9. Самсон — орф. Самсон, муж. имя (Самсонович, Самсоновна) Орфографический словарь Лопатина
  10. Самсон — А, муж.; стар. Сампсон, -а. Отч.: Самсонович, Самсоновна; разг. Самсоныч. Производные: Самсонка; Соня. Происхождение: (Др.-евр. имя Simson. От simsi — солнечный.) Именины: 10 июля Словарь личных имен
  11. Самсон — Знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. САМСОН — САМСОН — в Библии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная филистимлянка Далила остригла у спящего Самсона волосы и позвала филистимлянских воинов... Большой энциклопедический словарь
  13. Самсон — Самсон — митрополит Астраханский и Терский (1697—1714 гг.). Биографические сведения о нем начинаются с 1685 г., когда он был архимандритом Курского Знаменского монастыря, а в 1697... Большая биографическая энциклопедия