Тростник, трость

Тростник принадлежит к разряду травянистых растений, растущих в местах болотистых и приречных. Так, корзина, в которую был положен матерью младенец Моисей, была сделана из тростника египетской реки Нила. «Он (т. е. бегемот) ложится под тенистыми деревьями, — говорит Господь Иову, — под кровом тростника и в болотах» (40:16). «И оскудеют реки, и каналы египетские обмелеют и высохнут, — пророчествует пр. Исаия от лица Господня, — камыш и тростник завянут» (19:6). Обыкновенный тростник в обилии рос в пустыне Иорданской, где пребывал Иоанн, и в тех частях Галилеи, в которых находился Господь Иисус в то время, когда Он обращался со своею речью к народу. Вся внутренняя часть пути по долине Саранской называется Кассаб, т. е. тростниковый, и один из потоков в той же самой области доселе еще носит название Кана, т. е. тростниковая. Тростник употреблялся в древности для писания, как у нас перья, а равно также и для измерения, и в еврейской древности мера длины, равная трем ярдам с тремя вершками, обозначалась тростником, или «тростью измерения», как он называется иначе в Свящ. Писании (Иез 40:3). В сем последнем случае он совершенно напоминал собою наши обыкновенные деревянные сажени. Во время страданий Господа Иисуса воины вложили Ему в правую руку трость в насмешку вместо скипетра, били Его по голове тростью, и губка, напоенная уксусом и поданная Ему для питья, была наложена на трость. Слово тростник употреблено в Свящ. Писании в иносказательном смысле для означения слабости, ломкости и колеблемости. Так, например, Фараон уподобляется «надломленной трости» с целью показать его бессилие относительно поддержки царя Езекии (4 Цар 18:21). В Ис 42:3 выражение «надломленная трость» употреблено для означения верующих слабых в вере, но имеющих при сем сердце сокрушенное и уничиженное. «И поразит Господь Израиля, и будет он как тростник, колеблемый в воде», — говорится в Свящ. Писании (3 Цар 14:15). «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли ветром колеблемую?» (Мф 11:7) вопрошал Господь народ, дабы исправить в нем ложное впечатление и засвидетельствовать непреклонную твердость и неизменное постоянство Иоанна Крестителя.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me