Валаам

(не принадлежащий к народу моему; Чис 22:5) — сын Веоров или Восоров, и уроженец г. Пефора, что в Месопотамии. Известия о нем содержатся в книге Чис (гл. 22, 23, 24 и 29). Он жил в то время, когда Израильтяне странствовали из Египта в землю Обетованную. Численность Евреев была так велика, что цари стран, чрез которые они проходили, не знавшие об их чудесном питании манною в пустыне, не без основания опасались, как бы не случился голод, вследствие их вторжения в их владения, и как бы они не сделали покушения на завоевание их областей. К числу означенных царей находился и Валак, царь Моавитский, из страха вступивший в союз с Мадианитянами. Он знал, что не мог противостоять такому страшному врагу, и предполагая, что Бог Израилев, подобно божествам языческим, может благословлять или проклинать, смотря по своему расположению, или смотря по ценности даров жертвователей, послал за Валаамом, пользовавшимся славою великого провидца и предсказателя, и просил его придти и проклясть полчища Израилевы, обещая ему за то великие дары и награду. О Валааме ходила также молва, что кого он благословит, тот и будет благословен, а кого проклянет, тот будет проклят (Чис 22:6). Валаам принял заманчивое предложение, но сам Бог воспрепятствовал ему произнести проклятие. Трижды назначал Валак место ему для сего на разных высотах, и трижды, чудесно вдохновенный Богом, Валаам вместо проклятий произносил благословение и заключил оные возвышенным пророчеством о Мессии: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! — восклицал он, — …как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах… Преклонился, лежит, как лев и как львица, кто поднимет его?… Восходит звезда от, Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис 24). — Но зараженный страстью любостяжания и обольщенный дарами и ласкательством Валака, Валаам впоследствии дал ему пагубный совет привлечь постепенно Израильтян к идолослужению, чрез что мало помалу распространились между ними нечестие и разврат с дочерьми Моава (Чис 31:16, От 2:14). Для пресечения сего зла и наказания Мадианитян, Бог возбудил ревность Финееса; во время поражения Мадианитян был убит и Валаам (Чис 31:8). О Валааме упоминает ап. Петр в своем послании (11, 15, 16), называя его возлюбившим мзду неправедную, но обличенным ослицею бессловесною в своем беззаконии, которая, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. О нем также упоминает в своем послании ап. Иуда: «горе им, — говорит он, — потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (1:11).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВАЛААМ — Билеам (др.-евр. Bilĕam), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой-то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), или Мадиама (ср. Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21-22), или Эдома. Мифологическая энциклопедия
  2. Валаам — Валаам (евр. Билеам, «господин народа», «губитель народа»), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Валаам — Вала’ам (пожирающий, поглощающий?) — сын (потомок) Веора (Восора) из Пефора в Месопотамии (Чис.22:5 ; Чис.23:7), пророк, которого царь моавитский Валак призвал проклясть народ израильский. Библейский словарь Вихлянцева
  4. Валаам — Б и л е а м (др.-евр.), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой-то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23:4), или Мадиама (срв. Числ. 31:8, Ис. Нав. 13:21-22), или Эдома. Словарь по культурологии
  5. Валаам — Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона