Захария

(вспомянутый Господом) — имя многих лиц, упоминаемых в Библии, а именно: 1 Пар 5:7 — один из вождей колена Рувимова, при отведении его в плен Феглафелласаром, царем ассирийским. 1 Пар 9:21 — сын Мешеламии, один из привратников у дверей Скинии собрания, во времена Давида. 1 Пар 9:37 — один из сынов Иеиля, отца Гаваонитян, предка Саулова, из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне. 1 Пар 15:20-24, 15:15 — один из левитов и один из священников игравших на псалтирях тонким гласом и трубах при торжестве перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара. 1 Пар 24:25 — левит, сын Ишшии, из рода Озиила, сына Каафы. 1 Пар 26:11 — левит, из рода Мерари, сын Хосы. 1 Пар 27:21 — отец Иддо, вождь полуколена Манассиина, в Галааде, во времена Давида. 2 Пар 17:7 — из князей, поставленных царем Иосафатом для наставления народа в законе Господнем. 2 Пар 20:14 — отец Иозиила, левит из потомков Асафовых. 2 Пар 21:2 — один из сынов Иосафата царя иудейского. 2 Пар 24:20-22 — сын Иодая, священника в царствование Иоаса царя иудейского. Вдохновенный духом Божиим, он выступил на возвышение пред народом и грозно обличал царя и народ за то, что они отступили от Господа и предались идолопоклонству. Такое смелое порицание навлекло на Захарию сильный гнев Иоаса и его вельмож, и вот по приказанию царя, которому отец Захарии, Иодай, оказал даже благодеяние, доставивши престол, он был побит камнями во дворе дома Господня. Последними словами Захарии были следующие: да видит Господь и да взыщет. 2 Пар 26:5 — муж, живший в царствование Озии царя иудейского; в кн. Пар о нем говорится, что он поучал страху Божию, и очевидно пользовался особенною доверенностью царя, потому что Озия, по словам той же книги, во дни Захарии прибегал к Господу Богу. 2 Пар 29:1; отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии. 2 Пар 29:13 — из сынов Асафовых, в царствование Езекии, помогавший в очищении храма Иерусалимского. 2 Пар 34:12 — один из прозорливцев во дни царя Иосии, надзиравший над работами по исправлению дома Божия. 2 Пар 35:8 — один из начальствующих в доме Божием, распределявших между священниками и народом все потребное для великой жертвы пасхальной во дни царя Иосии. 1 Езд 8:11 — глава сынов Бевая, возвратившийся с Ездрою из Вавилона с 28 лицами мужеского пола. 1 Езд 8:3 — глава сынов Пароша, при возвращении из плена. 1 Езд 8:16 — один из главных в народе, с которыми советовался Ездра близ р. Агавы относительно возвращения второй части народа, священников и пр. из страны плена. 1 Езд 10:26 — из сынов Елама, отпустивший по приказанию Ездры свою жену иноплеменницу, по возвращении из плена. Неем 8:4 — одно из лиц, стоявших по левую сторону Ездры, когда он объяснял народу закон Божий, и вероятно, тождественное с лицом, упомянутым в 1 Езд 8:16. Неем 9:4 — предок Афаии, один из сынов Иудиных, живший по возвращении из плена в Иерусалиме. Неем 11:5 — предок Маасии, также подобно предыдущему лицу, оставшийся на жительство в Иерусалиме. Неем 11:12 —предок Адаии. Неем 12:16 — священник, бывший главою поколения Иддо, во времена Иоакима. Неем 12:35-41 — один из священников с трубами, присутствовавших при торжестве освящения стены Иерусалимской, по возвращении из плена. Ис 8:2 — сын Варахиин, сопровождавший пр. Исаию к пророчице при рождении от нее символического или таинственного сына: Магер-шелал-хаш-баз (т. е. спешит грабеж, ускоряет добыча). 2 Езд 1:15 — здесь под Захариею разумеется известный певец Есман, во времена Давида, бывший в числе трех главных певцов. 4 Цар 14:29, 15:8-12 — сын Иеровоама II, царя Израильского. Точное время вступления его на престол Израильский неизвестно. Захария царствовал в смутное время и после шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа, составившим против него заговор и воцарившимся вместо него. Образ его жизни и царствования свящ. писатель характеризует следующими общими, но в то же время нелестными словами: «Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех» (4 Цар 15:9). Думают, что пророчество Ос 7:5-7 указывает на то, каким образом был приведен в исполнение заговор Селлума на низложение и жизнь Захарии. Лк 1:5; Захария — отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей, и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения, ему явился Архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечею Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие. Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие. Обещанный сын родился и когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом — как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн — имя ему, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого, и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле. Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу (Лк 1:68-79), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений. Захария, сын Варахиин, упоминаемый Спасителем в Евангелии в грозно-обличительной речи против книжников и фарисеев (Мф 23:35, Лк 11:51). «Да придет на вас вся кровь праведная пролитая на земле, — говорил Спаситель, — от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Много было различных объяснений относительно упоминаемого здесь лица. Некоторые думали, что здесь разумеется Захария — отец Иоанна Крестителя, будто бы убитый по приказанию Ирода, другие полагают, что это был Захария Варахиин, один из 12-ти меньших пророков; но с большею вероятностью полагают, что здесь упоминается Захария, сын Иодая, по повелению царя Иоаса побитый камнями во дворе дома Господня (2 Пар 24:20-22). Так как второю книгою Паралипоменон, в которой повествуется об умерщвлении Захарии, заключается еврейский канон, то это убийство было последним убийством праведных людей, о котором говорится в Библии, подобно тому как убийство Авеля было первое из них. Правда, Захария книгою Парал. называется сыном Иодая, а не Варахии, но это может быть было другое имя Иодая, или же Иодай был дед, а Варахия — отец. 1 Мак 5:18 — отец Иосифа, военачальника в 1-й год Маккавейской войны. Захарии 1:1 — один из 12-ти меньших пророков, живших после Вавилонского плена. Он именуется сыном Варахииным, сыном Аддовым; но Ездра просто называет его сыном Адды (1 Езд 5:1). Под этим наименованием, впрочем, должно разуметь слово: внук или потомок, как и в других подобных случаях. Он был, вероятно, священнического рода и родился во время плена. Его общественная деятельность началась во второй год царствования Дария, он сотрудничал вместе с пророком Аггеем в Иудее или Иерусалиме, по возвращении из плена. Оба они особенно возбуждали иудеев к окончанию построения храма Иерусалимского, и по их убеждениям чрез три с половиною года со времени возобновления работ храм был окончен и освящен (Зах 6:14-16). О времени смерти Захарии из Свящ. Писания ничего неизвестно. По преданию, он умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, подле пророка, Аггея. По преданию иудейскому, он был членом великой синагоги. У LXX толковников, в Вульгате, Италийском и Сирийском (пешито) переводах пророкам Аггею и Захарии приписывают некоторые псалмы, но в еврейском тексте подобных надписей нет.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Захария — Захария (евр. Зехарья и Захарьяху, «Господь вспомнил, подумал (о ком-то)»): 1) отец Иддо, главного начальника полуколена Манассии в Галааде во времена Давида (1Пар 27:21); 2) левит, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 9:21; 26:2). Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Захария — Зах’ария (Иегова помнит) — а) (4Цар.14:29 ; 4Цар.15:8 ,11) — сын и наследник Иеровоама 2, царь израильский, царствовавший в Самарии шесть месяцев, последний из потомков Ииуя; б) (4Цар.18:2 ; 2Пар.29:1) — отец (предок) Ави (Авии) (см. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Захария — И, муж. Стар. форма имени (см. Захар). Отч.: Захариевич, Захариевна и Захарьевич, Захарьевна. Словарь личных имен
  4. Захария — Захария Захария — новгородский посадник. Был избран посадником, когда урядились относительно новгородских стола и дел князья суздальский Андрей и смоленский Ростислав (1161). По их уговору новгородским князем стал Святослав Ростиславич. Большая биографическая энциклопедия
  5. ЗАХАРИЯ — ЗАХАРИЯ (евр. "памятный Богу") (1 в.) — древнееврейский священник, пророк, отец Иоанна Крестителя. Память в Православной церкви 5 (18) сентября, 11 (24) февраля, 24 июня (7 июля) — в Католической — 5 ноября. Большой энциклопедический словарь