Арсений (Глухой или Селижаровец)

Арсений (Глухой или Селижаровец)

Арсений Глухой или Селижаровец, монах Ниловой пустыни, расположенной на берегу озера Селигера, один из видных справщиков XVII века. Во время своих странствий он изучил грамматику, "священную философию" (диалектику), латинский и греческий языки. Когда в 1615 году было предпринято первое исправление богослужебных книг от "тьмочисленных" ошибок, вкравшихся в них, вследствие невежества прежних справщиков, А., проживавший в Троицко-Сергиевой лавре, был назначен в помощь преподобному Дионисию и попу Ивану Наседке. А. понимал, что исправление книг, освященных употреблением нескольких поколений, "простым людям будет смутно", что оно возбудит неудовольствие массы лиц, прикосновенных к печатанию прежних книг, и даже самого митрополита Ионы, заместителя патриаршего престола, который от этого дела был устранен; поэтому он всячески уклонялся от щекотливого поручения, но честолюбие Ивана Наседки, имевшего сильное влияние на Дионисия, взяло верх, и справщики приступили к рассмотрению и исправлению книг. Сличая московские издания с несколькими десятками славянских и греческих списков, А. и его товарищи рассмотрели Требник, Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и Церковный устав. В 1618 году Дионисий отвез в Москву исправленный текст. Что предвидел А., то и случилось. Иона, оскорбленный тем, что справщики нашли ошибки в книгах, изданных уже при нем, созвал собор, который занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков; особенно ставилось им в вину то, что в молитве на день Богоявления Господня, которая в прежнем Потребнике кончалась словами: "Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем", справщики "вымарали" слова "и огнем". Все доказательства, приведенные А. и товарищами его в оправдание свое, не привели ни к чему; они были осуждены и подвергнуты целому ряду истязаний. После пытки в Вознесенском монастыре, А. содержался в тяжком заключении на Кирилловском подворье. Оттуда он написал два послания, к боярину Борису Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу (последнее напечатано в статье Вишневского в "Православном Обозрении", 1862 год, № 3). Эти послания яркими красками рисуют поразительное невежество московского духовенства того времени и содержат некоторые данные для биографии их составителя. В июле 1619 года злополучные справщики, по ходатайству патриарха иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а по возвращении Филарета, исключившего слова "и огнем" в Требнике, А. снова был приставлен к книжному делу и долго работал на печатном дворе.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me