Феоктист Мочульский

Феоктист Мочульский

(в миру Иван) — архиепископ белгородский и курский. Родился в 1729 г. в дворянской семье в Заднепровской Украйне, принадлежавшей тогда польскому королевству, скончался 30 апреля 1818 г. Образование Ф. получил в переяславской семинарии и в Киевской академии, где и постригся в монашество. В 1761 г. он вызван был в С.-Петербург в сухопутный кадетский корпус на должность законоучителя, каковую занимал 6 лет. Затем он был возведен в сан архимандрита и преемственно в течение 17-ти лет настоятельствовал в монастырях: в 1767—68 гг. в Петропавловском глуховском, в 1768 г. в Рождество-Богородицком гамалеевском, в 1769—1775 гг. в Киево-Михайловском Златоверхом, в 1775—1776 гг. в ростовском Яковлевском и в 1776—79 гг. в полтавском Крестовоздвиженском; 4 сентября 1779 г. он был уволен, а 4 марта 1781 г. назначен настоятелем Макариева колязинского монастыря, откуда 7 января 1784 г. хиротонисан в епископа севского и брянского, викария московской епархии. 9 февраля 1787 г. он был перемещен в Белгород, и севская епархия прекратила существование; при нем же и белгородская епархия 16 октября 1799 г. переименована была в курскую, где он и остался до самой кончины. 15 сентября 1801 г. Ф. был возведен в сан архиепископа. После учреждения в 1775 г. славянской и херсонской епархии и назначения в нее архиепископа грека Евгения Булгари, архим. Ф., как знаток греческого языка, был назначен к нему коадъютором, помогал ему в заведовании епархиальными делами и в сношениях с паствой. В севской епархии преосв. Ф. заботился о благоустройстве духовных школ — при нем, между прочим, открыт был в духовной семинарии богословский класс. В печати имеется сочинение — "Торжество севских муз", в котором описаны бывшие в семинарии торжества по разным случаям. Белгородско-курская обширная епархия представляла собой широкое поле для деятельности. Главное внимание преосвященным было обращено и здесь на образование духовного юношества. Сначала заботы преосв. Ф. были направлены на увеличение материальных средств и улучшение учебно-воспитательного дела в харьковском коллегиуме, этом высшем учебном заведении в белгородской епархии. Известно его "Наставление, как обучать детей" (Хар., 1807 г.). Предписывая преподавать физику, естественную историю геометрию и механику, "для общежития необходимые науки", он говорил, что стыдно в семинарии не обучать тому, чему обучают в народных училищах. От учеников, как будущих священнослужителей, он требовал знания катехизиса, уменья составлять и произносить поучения, петь и отправлять богослужение по уставу. "Невежа или ленивец иерей, — говорил он, — прихожан своих не утверждающий в вере и законе, — не вождь ли слепой слепцам!" Ф. устроил для учеников богословского класса изъяснение евангелия и катехизиса; сам составил "Самократчайшие о логике и риторике правила", замечая, что "отрокам и юношам излишние правила, как слабому желудку излишняя пища". Затем через постепенное расширение славяно-латинской белгородской школы им была учреждена белгородская — ныне курская духовная семинария. Это учреждение было любимым его детищем: он ежедневно посещал в нем классы, составлял учебный план для всех классов, инструкцию инспекторам (Хар., 1807 г.) и написал много учебников, как, например: "Драхма от сокровища божественных писаний" (M., 1809 г.); "Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия" (M., 1790 г.); "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах" (M., 1803 г.); то же — для дворян (M., 1789 г.); "Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту" (М., 1799 г.); "Краткое объяснение церковного устава" (М., 1800 г.); "Краткие правила ирмолойного пения" (М., 1800 г.); "Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии" (M., 1797 г.); "О божественности христианского учения" (М., 1801 г.). Это — первые учебники для семинаристов на русском языке. Ясно, что автор их был выдающийся педагог-писатель и даже ученый своего времени. Преосвящ. Ф. был почетным членом Харьковского университета и членом Академии Наук. Сам работая без устали, он заставлял работать и семинарских учителей: около 1800 г. он организовал кружок ученых мужей, в котором переводились сочинения св. Амвросия Медиоланского, составлена была "История белгородской семинарии" (М., 1805 г.) и др. Он построил для семинарии каменный двухэтажный корпус, в котором она и помещалась до 1883 г., т. е. до перевода ее в Курск. Сочинения свои он исправлял и дополнял; так, он в 1801 г. переиздал "Краткие правила ирмолайного пения" и прибавил трактат о внешнем богослужении или обрядах церк.; в 1806 г. вновь напечатал под заглавием "Четверочастный дар юным Курской епархии священно-церковнослужительским детям", причем присовокупил "Историческое прибавление о Белгороде, Белгородской епархии, о тамошних всех архиереях и о Белогородской семинарии". Наконец, ему же принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыжке, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда; он издал программу преподавания в них учебных предметов, под заглавием: "Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики" (М., 1808 г. и Харьков, 1815 г.). Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился и о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы; для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии по разным случаям с произнесением поставленных на известный предмет речей и од, посвященных разным лицам, даже императору. Встречи с приветствиями и речами устраивались в духовно-учебных заведениях и самому архиепископу, Ф. был не только ревностнейшим сотрудником в делах Библейского Общества, собирая в пользу его значительные пожертвования, но и у себя в Курске в 1817 г. открыл Библейское Общество. Проявляя такие усиленные заботы о просвещении вверенной ему паствы, он в священнослужители рукополагал только достойных, лично экзаменовал ставленников и вразумлял их насчет обязанностей священнослужения (правильность ведения метрических книг) и образа жизни. Он издал "Пастырское увещание", в котором обращает внимание на некоторые недостатки в говоре и произношении священниками проповедей, для цензуры которых назначены были в каждом городе особые лица. Заботился он и о поднятии нравственного уровня как белого, так и черного монашествующего духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений; редкое из дел, производившихся в консистории, оставалось без его замечаний, имевших по временам характер внушительных наставлений. Преосв. Ф. известен и как проповедник, издавший слова: по случаю рождения вел. кн. Александра 24 ноября 1778 г. (СПб., 1779 г.) и о примирении с Богом, совестью и ближним (М., 1796 г.). Немало потрудился он и в деле присоединения к православной церкви сектантов — старообрядцев и духоборов, а также и иноверных; посылал им свои архипастырские "Увещания" и издал против них особое сочинение — "Рассуждение о божественности христианского учения". Живая и многосторонняя деятельность утомляла архиеп. Ф., и с 1810 г. он стал хворать и выражал желание удалиться на покой в обоянский монастырь, но был удержан на епархии до самой кончины; только четыре последних месяца его жизни епархиальные дела вместо него ведал харьковский епископ Павел.

"Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии", Киев, 1911 г., вып. VIII, стр. 15—128. — А. С. Лебедев, "Белгородские архиереи", Харьков, 1902, стр. 225—286 (с портретом). — Дело Ком. Дух. Учил., 1809 г., № 167. — Дела Архива Св. Синода. — Аскоченский, "Киев с древним его училищем — Академией", ч. II, Киев, 1866 г. — Петров, "Акты и документы к истории Киевской академии", т. II, К., 1906 г. — Митр. Евгений, "Словарь Исторический". — Архиеп. Филарет, "Обзор духовной литературы". — Геннади, "Справ. словарь русских писателей и ученых".

К. Здр—в.

{Половцов}

Феоктист Мочульский

(1732—1818) — архиепископ курский и белоградский. Образование получил в киевской академии. Был законоучителем спб. кадетского сухопутного корпуса, настоятелем нескольких монастырей; в 1784 г. хиротонисан в епископа севской и брянской епархии, в 1787 г. назначен на белоградскую архиерейскую кафедру. Составил несколько учебников: "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах" (M., 1803); "Опыт герменевтического объяснения о пасхалии по неисходному индиктиону" (М., 1799); "Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии" (М., 1797); "Краткие правила ирмолойного пения" (М., 1800; в 1806 г. издано вторично под загл. "Четверочастный дар юным Курской епархии священноцерковно-служительским детям"); "Краткое объяснение церковного устава" (1800). Кроме того, Ф. составил программу для начальных школ, под загл. "Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики" (Харьков, 1815), а для облегчения и руководства духовенства в деле домашнего обучения своих детей — учебник под заглавием "Наставления для священно-церковно-служителей курской епархии, как им обучать детей в домах своих" (Харьков, 1807). Разбору и обличению духоборчества Ф. посвятил сочинение "Рассуждение о божественности христианского учения" (М., 1801). См. Ф. Титов, "Феоктист Мочульский, архиепископ курский" ("Труды Kиевской Дух. Академии", 1894, кн. I и II).

{Брокгауз}

Феоктист Мочульский

(Иван) — архиепископ Курский и Белгородский.

Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье.

Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха.

В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет.

Возведенный в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 года — в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 года — в Рождество-Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии; с 1769 года — в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии;

с 16 июля 1775 года — в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии.

После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в нее архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определен коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией.

С 28 июля 1776 года — настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, а 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря.

4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии.

7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии.

9 февраля 1787 года переведен на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую.

С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским.

15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 30 апреля 1818 года на 90—м году жизни.

Погребен в Троицком соборе города Белгорода.

Преосвященный Феоктист — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария — любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже ученым своего времени.

С 1810 года преосвященный Феоктист начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но прошение его не было одобрено, и он оставался на епархии до самой кончины.

С 1815 года архиепископ Феоктист был избран почетным членом Харьковского университета и членом Академии наук.

В 1817 году владыка Феоктист открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом.

Заботился преосвященный Феоктист и о поднятии нравственного уровня духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений.

Известен преосвященный Феоктист и как проповедник.

Около 1800 года владыкой Феоктистом был организован кружок ученых мужей, которые занимались переводом сочинений святителя Амвросия Медиоланского. Преосвященный Феоктист вел миссионерскую работу среди духоборов, много приложил усилий в деле присоединения к Православной Церкви сектантов, а также иноверных.

Труды:

Наставление как обучать детей. — Харьков, 1807.

Самократчайшие о логике и риторике правила. Драхма от сокровища божественных писаний. — М., 1809.

Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия. — М., 1790. Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах. — М., 1803. Краткая логика и риторика для дворян. — М., 1789.

Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. — М., 1799. Краткое объяснение церковного устава. — М., 1800.

Краткие правила ирмолойного пения. — М., 1800.

Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. — М., 1797. Рассуждение о божественности христианского учения. — М., 1801.

Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов). Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской граматики. — Харьков, 1815.

Наставления для священно-церковнослужителей Курской епархии, как им обучать детей в домах своих. — Харьков, 1807.

Литература:

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. — Киев, 1856. — Т. 2. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отд. 2. // Сост. Н. И. Петров: в 5 т. — Киев, 1904,1906—1908. — Т. 2. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. — СПб., 1827.

Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). — Харьков, 1902, с. 225—286. Титов Ф. И. Феоктист (Мочульский), архиепископ Курский и Белгородский. — Киев, 1894. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 149. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1882, с. 136.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 302. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 16,133, 366, 450, 524, 531, 635, 931. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. — Берлин, 1876.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 422. Дело комитета духовных училищ. — 1809, № 167.

Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии. — Киев, 1911, вып. VIII, с. 15—128. Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. — 5-е изд. — М., 1898, с. 12,15, 18, 29, 87—97.

Русская старина. — СПб., 1871. — Т. 3, с. 149. — 1883, апрель, с. 51; июль, с. 559. Русский инок. — 1911, вып. 9, май, с. 45. Русский паломник. — 1911, № 38, с. 603. Православный собеседник. — Казань, 1909, апрель, с. 434; июль-август, с. 210. — 1914, январь, с. 63. Русский архив. — М., 1870, № 4 и 5, с. 770. — 1895. — Кн. 2, № 5, с. 13. — 1898. — Кн. 1, с. 426. — 1916. — Кн. 1, с. 181,182. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 3, с. 73.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 420; т. 2, с. 1243, 1502.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 41 (кн. 82), с. 924—925.

Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 375.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 57, 66.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 2, с. 384, 440.

Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898, ч. 1, с. 89, 156.

Феоктист Мочульский

— Архиепископ Курский и Белоградский, Орденов Св. Александра Невского и Св. Анны 1-го класса Кавалер, Член Российской Академии и Харьковского Университета, родился 1732 году за Днепром в бывшей Польше, обучался сперва в Переяславле, а потом в Киеве, где и пострижен. В 1761 году взят в Сухопутный Кадетский Корпус Законоучителем, оттуда в 1767 году произведен Архимандритом в Глуховской Петропавловской Монастырь, потом в Харлампиев Гамалеевский, оттуда в Киевский Золотоверхо-Михайловский, и Ростовский Яковлевский, из коего переведен в Полтавский Крестовоздвиженский и вместе определен к Евгению Булгару Архиепископу Греку Администратором Славенской Епархии, учрежденной в 1775 году; оттуда в 1781 году Марта 4 переведен в Первоклассный Тверской Колязин Монастырь Архимандритом, а в 1784 году Генваря 4 хиротонисан во Епископа Светской Епархии, бывшей Викарною Московскою. В 1787 году Февраля 9 переведен в Белогородскую Епархию, которая в 1799 году переименована Курскою. В 1800 году Генваря 16 пожалован Орденом Св. Анны 1 класса; в 1801 году Сентября 15 — Архиепископом; в 1810 Декабря 12 — Орденом Св. Александра Невского; скончался в Белогороде 1818 года Апреля 30 и погребен 5 Маия.

Кроме нескольких Поучительных Слов, из коих некоторые напечатаны 1778 и 1796 гг. в С.-Петербурге и Москве в 4 долю листа Гражданскими буквами, он сочинил и издал несколько кратких Классических книг, как-то: 1) Логику и Риторику для Дворян, напечатано в Москве 1789 г. 8 долю листа. Сию книжку, пополнив краткою Грамматикою и Поэзиею, издал он там же в следующем 1790 г. под названием Словеснословие и Песнопение в 8 долю листа, а в 1811 в Харькове вторично напечатал с присовокуплением и нотного пения; 2) Опыт Герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индиктиону, напечатано в Москве 1799 г. в 8 долю листа; 3) Краткое объяснение Церковного Устава, напечатано в Москве 1800 г. в 4 долю листа и в следующем 1801 г. еще с поправками и дополнением, а потом многократно. Ибо сия книжка принята была Классическою в Духовные Училища; 4) Краткия Правила Ирмолойнаго пения, напечатано в Москве 1800 г. и вторично с поправками 1801 г. там же в 4 долю листа. Из сих 2, 3 и 4 книжки, пополнив и совокупив вместе, с прибавлением Трактата о внешнем Богослужении или Обрядах Церковных, напечатал он в Москве 1806 г., в 8 долю листа, под названием Четверочастный дар юным Курской Епархии Священно-Церковнослужительским детям. При конце сего издания присовокуплено Историческое прибавление о Белгороде, Белогородской Епархии, о тамошних всех Архиереях и о Белогородской Семинарии; 5) Рассуждение о Божественности Христианского Учения, напечатано 1801 г. в Москве в 4 долю листа Славенскими буквами; 6) Наставление для Священно- и Церковнослужителей Курской Епархии, как им обучать детей в домах своих, напечатано в Харькове 1807 г. в 8 долю листа; 7) Должности определяемым по Синодальному (от 31 Октября 1798 г.) Указу Семинарским Инспекторам по Курской Семинарии, о наблюдении за Семинаристами своекоштными и казенными, напечатано в Харькове 1807 г. в 8 долю листа; 8) Детская Енциклопедия, или круг детского учения, чему и как должно обучать малолетних Священно- и Церковнослужительских детей, напечатано в Москве 1803 г. в 8 долю листа; 9) Драхма от Сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, т.е. сокращение Правил при чтении Священного Писания к знанию потребных, в пользу Священно- и Церковнослужительских детей Курской Семинарии в высших классах, напечатано в Москве 1809 г. в 8 долю листа. На конце сей книжки присовокуплено прибавление в опровержение статьи, в Журнале Цветник 1809 г. Апреля под № 4-м напечатанной, (на стр. 6) о Праотце Аврааме, якобы Идолопоклоннике.

Из переводов его, или под его смотрением сделанных с французского языка, Сокращение нравственной Дергамовой Физики и Астрономии, напечатано в Москве 1797 г. в 8 долю листа.

{Болховитинов}

Феоктист Мочульский

1787—1801 г. архиепископ курский; викар. в московской еп., еписк. севского, рукопол. 1784 г.; писатель, член Российской академии; род. 1732, † 1818 г. 29 апреля.

{Половцов}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Феоктист Мочульский — (1732—1818) — архиепископ курский и белоградский. Образование получил в киевской академии. Был законоучителем спб. кадетского сухопутного корпуса, настоятелем нескольких монастырей; в 1784 г. хиротонисан в епископа севской и брянской епархии, в 1787... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона