Варлаам (преподобный игумен Хутынский)

Варлаам (преподобный игумен Хутынский)

Варлаам преподобный — игумен Хутынский (XII век), в миру — Алекса Михайлович, родом новгородец, сын богатых родителей. Под влиянием "божественных" книг еще в детстве почувствовал влечение к паломничеству. По смерти родителей роздал свое имение и, стремясь к "совершенству", "изыде в пусто место, имея наставника Бога и отца Перфурья (Порфирия) и брата его Феодора и ину братью". Приняв пострижение, Варлаам удалился на лесистый холм Хутынь, на правом берегу Волхова, в 10 верстах от Новгорода, выстроил себе здесь келью, занялся земледелием, а когда собралась братия, поставил небольшую деревянную церковь. Полагают, что он скончался 6 ноября или 1191, или 1192, или 1193 г. Существует мнение о более поздней кончине Варлаама. Мощи святого Варлаама находятся в его монастыре (между собором и Покровским приделом). Здесь же в ризнице хранятся принадлежавшие ему вериги (в 8 фунтов весом), власяница (около 18 фунтов весом) и другие вещи. Из письменных памятников времени святого Варлаама в монастыре сохранился подлинник его вкладной на земли и рыбные ловли (издана в "Истории российской иерархии", ч. VI, стр. 617 — 68, в "Дополнениях" к А. И., СПб., 1846, № 5, стр. 8, И.И. Срезневским в приложении к "Древним памятникам русского письма и языка", издание I — в виде facsimile). В московской Синодальной библиотеке (№ 604) хранится служебник преподобного Варлаама (запись XVII века; издан в виде facsimile архимандритом Амфилохием ; описание служебника см. в "Описании славянских рукописей московской Синодальной библиотеки", III, 1, стр. 184 — 185). Память Варлаама — 6 ноября. В Новгороде, кроме того, он воспоминается в первую пятницу после недели всех святых. Следы церковной памяти Варлаама в Новгороде восходят к XIII веку, а в XV веке она становится общерусской. — Литература. "Великие Минеи Четьи" (ноябрь, 6, I, стр. 224 — 226, 198 — 222); "Житие преподобного Варлаама Хутынского" (изд. И. О. Л. Д. П., № XLI и № LXXI); В.О. Ключевский "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (Москва, 1871); Н.П. Барсуков "Источники русской агиографии" (СПб., 1882, стр. 79 — 85); А.И. Пономарев, "Пам. древнерусской церковной учен. литературы" (вып. II, СПб., 1896, стр. 49 — 51 и 186 — 187); А.И. Никольский "Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевой редакции" (СПб., 1911, "Вестник Археологии" XXI; см. также Х, 1898); В.В. Зверинский "Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи" (II, СПб., 1892, № 1349, стр. 401 — 405); "Известия Археологического Общества" (1859, I, 210; 1861, II, 95); Архим. Макарий "Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях" (М., 1860, ч. II, стр. 321 — 332, 334 — 337, 340; I, 185, 451); И.И. Срезневский "Древние памятники русского письма и языка" (СПб., 1882, стр. 72); С.А. Венгеров "Источники словаря русских писателей" (т. I, СПб., 1900, стр. 484); его же "Словарь", т. IV, отд. II, стр. 91); Токланов "Ист. археол. очерк Хутынского Варлаамского монастыря" (Москва, 1892).

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me