Аккорд

(музыкальный; итал. accordo), или гармония, есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех.

Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии установлены наблюдениями над колебаниями струн и воздушного столба в духовых инструментах.

Это акустическое, гармоническое чередование звуков (октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция) называется натуральною гаммою.

Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данные натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах, или гармонии.

Аккорды состоят из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды составляются из терций (больших и малых) и образуют трех-, четырех— и пятизвучия. В начале развития гармонии многие прекрасные сочинения, преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий.

Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так называемого основного тона, на терцию и квинту.

Аккорд с большой терцией

Аккорд

называется мажорным, а с малой

Аккорд. Рис. 1

минорным.

С малой терцией

Аккорд. Рис. 2

и уменьшенной квинтой — уменьшенным; с большой терцией

Аккорд. Рис. 3

и увеличенной квинтой — увеличенным, или чрезмерным.

Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию, построенному на пятой ступени (доминант) мажорной и минорной гамме (напр. в гамме до на соль — соль, си, ре, фа), образуется четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом.

Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними нотами аккорда.

Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую септиму.

Септаккорды, образовавшиеся через прибавление терции к другим трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или септаккордами в пределах лада. Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной и минорной гамм и заключают в себе

Аккорд. Рис. 4

Как доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения, т. е. плавного перехода одного аккорда в другой, сродный ему аккорд, отстоящий на квинту вниз от данного, напр. соль, си, ре, фа в до, ми, соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до и т. д.

Интересный отдел в науке о гармонии составляют уменьшенные септаккорды, из которых каждый вследствие энгармонического изменения может иметь четыре разрешения, напр. си, ре, фа, ля бемоль разрешается в до, ми бемоль, соль; до бемоль, ре, фа, ля бемоль разрешается в ми бемоль, соль бемоль, си бемоль; си, ре, ми диез, соль диез в фа диез, ля, до диез; си, ре, фа, соль диез в ля, до, ми.

Не менее интересен отдел о септаккордах вообще, в которых повышаются и понижаются разные ступени, вследствие чего эти аккорды получают другое разрешение, напр. септаккорд ре, фа, ля, до с повышенными ре и фа разрешается не в соль, си, ре, а в до, ми, соль. Через присоединение 4-й терции сверху из четырехзвучия образуется пятизвучие; оно по интервалу ноты, на которой отстоят крайние ноты, называется нонаккордом. Через прибавление пятой терции получается шестиголосный ундецимаккорд; шестой терции — семиголосный терцдецимаккорд.

За исключением нонаккорда, все эти аккорды вследствие сильно диссонирующего характера никогда не применяются полностью.

Каждый из вышеприведенных аккордов (трезвучия, септаккорды, нонаккорд) может быть обращен через перенесение нижнего тона на октаву вверх.

Трезвучие в первом обращении называется секстаккордом, имея в основании терции (до, ми, соль — первое обращение, ми, соль, до); квартсекстаккордом, имея в основании квинту (соль, до, ми); септаккорд в первом обращении называется квинтсекстаккордом с терциею в основании (соль, си, ре, фа в первом обращении си, ре, фа, соль); во втором обращении терцквартаккордом с квинтою в основании (ре, фа, соль, си); в третьем обращении секундаккордом с септимою в основании (фа, соль, си, ре).

Консонирующим трезвучием называется такой аккорд, в котором верхние тоны отстоят от баса на консонирующие интервалы.

Если в аккорде одна из верхних нот отстоит от баса на диссонанс, то такой аккорд называется диссонирующим и требует разрешения, как, напр., доминантаккорд, уменьшенное трезвучие, все септаккорды и нонаккорды.

Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. аккорд — 1) -а, м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Она села за фортепьяно, взяла несколько аккордов, запела. Герцен, Былое и думы. Малый академический словарь
  2. Аккорд — (франц. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разл. (разноимённых) звуков, к-рые отстоят друг от друга на терцию или могут быть (путём перестановок) расположены по терциям. Подобным образом... Музыкальная энциклопедия
  3. Аккорд — (итал. accordo — согласие) одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство. А. различаются по количественному и интервальному составу входящих в них звуков. В основном виде звуки... Большая советская энциклопедия
  4. аккорд — Итальянское – accordo (соглашение, согласие). Французское – accord. Латинское – accordium (соглашение, согласие). Греческое – chorda (кишка, струна, слеланные из кишки). В русском языке слово «аккорд» употребляется со времен Петра I (начало XVIII... Этимологический словарь Семёнова
  5. аккорд — Заключительный аккорд (книжн.) — перен. заключительное действие, конец. ► Крах предприятия был заключительным аккордом бесхозяйственной деятельности акционеров. Фразеологический словарь Волковой
  6. аккорд — I. АККОРД I -а, м. accord m., > пол. akord, нем. Accord. 1. дипл. Договор, соглашение. Сл. 18. От наших в замок увещевательное письмо такое, что есть ли наши возмут контршкарпы, то не надеялся бы комендант добраго акорта (договора) получить... Словарь галлицизмов русского языка
  7. Аккорд — Звук Сочетание трех и более звуков (аккорд из 3 звуков называется трезвучием), расположенных по терциям. Словарь компьютерных терминов
  8. аккорд — см. >> звук Словарь синонимов Абрамова
  9. аккорд — Акко́рд/. Морфемно-орфографический словарь
  10. аккорд — См. оплата труда, аккордная. Большой бухгалтерский словарь
  11. аккорд — орф. аккорд, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. аккорд — О степени высоты, громкости; о продолжительности, характере звучания. Басовой, высокий, гармоничный, громкий, громовой, гулкий, густой, длинный, долгий, дрожащий, короткий, мелодичный, многозвучный, могучий, мощный, низкий, оглушительный, певучий... Словарь эпитетов русского языка
  13. аккорд — • Бетховенский (Вересаев). • Благоговейный (Скиталец). • Бушующий (Скиталец). • Гармоничный (Скиталец). • Густой (Скиталец). • Дико-оригинальный (Вересаев). • Дрожащий (Скиталец). • Задушевный (Муйжель). • Магический (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  14. аккорд — АККОРД 1. АККОРД, -а; м. [итал. accordo]. Одновременное сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Взять два-три аккорда. Прозвучал последний, заключительный а. ◊ Аккорд струн. Толковый словарь Кузнецова
  15. аккорд — АККОРД м. франц. согласие, соглашение, условие, сделка; || муз. созвучие, согласие, полногласие, стройность совместных звуков; || лад, строй, по различию мягких и твердых созвучий (моль и дур, или минор и мажор)... Толковый словарь Даля
  16. аккорд — аккорд I м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое слухом как звуковое единство. II м. Одна из форм оплаты труда по договору, при которой оплачивается сразу — аккордно — вся работа. Толковый словарь Ефремовой
  17. аккорд — акко́рд раньше акорд, акорт "соглашение, договор", со времени Петра I. Путь заимствования трудно определить: возм., из франц. accord, ср.-лат. accordium (от cor, cordis) "соглашение". Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. АККОРД — (от итал. accordo — соглашение, договор) сдельная разовая оплата завершенной работы, единовременная выплата организацией, фирмой заработной платы работникам за весь объем полностью выполненных работ по заранее установленной ставке оплаты. Экономический словарь терминов
  19. аккорд — АКК’ОРД, см. акорд. Толковый словарь Ушакова
  20. аккорд — Аккорда, м. [ит. accordo] (муз.). Соединение нескольких (не менее трех) одновременно звучащих звуков, образующих гармоническое музыкальное сочетание. Взять несколько аккордов на рояле. І Заключительный аккорд (книжн.) – перен. Большой словарь иностранных слов
  21. АККОРД — АККОРД (франц. accord, букв. — согласие) — в музыке — сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Звуки в аккорде располагаются главным образом по терциям. Различают трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Большой энциклопедический словарь
  22. аккорд — АККОРД, а, м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство. Брать аккорды. Взять а. на рояле. Заключительный а. (также перен.: заключительное, завершающее действие). | прил. аккордовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова