Акустика

Взятое с греческого наименование учения о звуке (см. это сл.). Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха при ударе о барабанную перепонку его звуковых волн (ряд последовательных сгущений и разрежений воздуха), производимых вибрацией упругих тел; волны эти вызывают соответственные вибрационные колебания слуховых нервов. Строго говоря, звука не существует: он вызывается в самом ухе раздражением окончаний слуховых нервов передающимися ему колебаниями звучащего тела. Музыкальный звук ощущается при правильных, равномерных колебаниях барабанной перепонки уха, неправильные и неравномерные вибрации, равно как и смесь разных коротких звуков, производит впечатление шума. Орган слуха человека различает высокие и низкие звуки. Высокие звуки производятся быстрыми колебаниями, низкие более медленными. Самый низкий звук, или тон, различаемый еще человеческим ухом, обозначаемый тоном субконтра = С(С2), производится 16 колебаниями в секунду. Верхний предел слышимости звука, неодинаковый для различных индивидуумов, лежит между 16000 и 33000 колебаний в секунду, следовательно, приблизительно между С на седьмой черте и С на восьмой черте (С7 до С8). Отношение чисел колебаний двух звуков называется интервалом. Звук или тон, делающий вдвое большее число колебаний, чем другой звук в одинаковый с ним промежуток времени, называется октавой последнего звука. Так, напр., звук, делающий 800 колебаний в секунду, есть следующая, более высокая октава звука, делающего 400 колебаний в секунду. Квинтой называется звук, делающий 3/2 числа колебаний данного звука (около 600 на 400). Большая терц данного тона получается при увеличении числа колебаний его в отношении 4 к 5 и т. д. Тоны, делающие в 2, 3, 4... 10 раз большее число колебаний, чем данный тон, называемый основным, называются обертонами его. Большинство музыкальных инструментов никогда не производит одного основного тона, каждый из них сопровождается рядом обертонов. Музыкальный оттенок инструментов зависит именно от того, какие обертоны сопровождают основной звук, или тон, и насколько они интенсивны (см. это сл.); флейта, напр., дает основной тон без всякой почти примеси обертонов. У фортепиано основной тон сопровождают до семи интенсивных обертонов. У скрипки основной тон сравнительно преобладает, но, тем не менее, его сопровождает ряд более высоких обертонов. Уже Пифагор (в VI веке до Р. Х.) понял верно музыкальное значение интервалов и отношение их к длине струн; но только гораздо позже одному из учеников Галилея, Мерсенне, удалось доказать, что высота звука обусловливается числом колебаний. Над дальнейшей разработкой А. особенно много потрудились Ньютон, Бернулли, Эйлер, Рамо, Хладни, Лаплас, Савар, Каньяр де Латур, Зеебек, Веберг, Гельмгольц, Кениг и др. Важнейшее старинное сочинение по А. — это труды Хладни "Entdeckungen über die Theorie des Klanges" (Лейпц., 1787); "Akustik" (Лейпц., 1802; 3 изд. 1830); затем нельзя не упомянуть: Биндзейля, "Akustik" (Потсд., 1839); Цамминера, "Die Musik und die musikalischen Instrumente in ihrer Beziehung zu den Gesetzen der A." (Гисс., 1855). Верную теорию оттенка звука дал Гельмгольц, "Lehre von den Tonempfindungen" (Брауншв., 1863; 4 изд., 1877); из новейших трудов по А. назовем: Маха, "Einleitung in die Helmholtzsche Musiktheorie" (Грац, 1886); Айри, "On sound" (2-е изд. 1871); Тиндаля, "Der Schall" (нем. изд. 2-е 1874); Радау, "Lehre vom Schall" (2-е изд., Мюнх., 1875); Блазерна, "Die Theorie des Schalles in Beziehung zur Musik" (т. 24 der "Internat. wissensch. Bibliothek" (Лейпциг, 1876); Писко, "Neuere Apparate der A." (Вена, 1865).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АКУСТИКА — (от греч. akustikos — слуховой, слушающийся), область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот (условно от 0 Гц) до предельно высоких частот (1011—1013 Гц), их вз-ствия с в-вом и разнообразные применения. Физический энциклопедический словарь
  2. акустика — -и, ж. 1. Наука о звуке. 2. Условия слышимости звуков в каком-л. помещении. Хорошая акустика. Плохая акустика. Акустика концертного зала. [От греч. ’ακουστικός — слуховой] Малый академический словарь
  3. Акустика — (от греч. akustikós — слуховой, слушающийся) в узком смысле слова — учение о Звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (частоты таких колебаний находятся в диапазоне 16 гц—20 кгц)... Большая советская энциклопедия
  4. акустика — АКУСТИКА -и ж. acoustique f., нем. Akustik <�лат. acustica. <�гр. 1700. Лексис. 1. физ. Наука. Свойства звука, учение о воспящении гласа, о трубах, чрез которые говорят и прочая предлагается в акустике. Уч. П. 2 54. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Акустика — (греч. akustikos — слуховой) в широком смысле — раздел физики, исследующий упругие волны от самых низкихчастот до самых высоких, в узком смысле — учение о звуке. Один из существенных элементов научных основ фоноскопической (вокало-графической) экспертизы. Криминалистическая энциклопедия
  6. акустика — Аку́ст/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. акустика — орф. акустика, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. АКУСТИКА — АКУСТИКА, наука о звуке, преимущественно о свойствах звуковых волн. Архитекторы учитывают требования акустики при проектировании общественных зданий, таких как концертные и лекционные залы, чтобы обеспечить более отчетливое звучание. Научно-технический словарь
  9. акустика — АКУСТИКА -и; ж. [от греч. akustikos — слуховой]. 1. Раздел физики, изучающий упругие волны от самых низких до самых высоких частот (инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук); учение о звуке вообще. Общая, теоретическая а. Толковый словарь Кузнецова
  10. акустика — АКУСТИКА ж. греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал по законам акустики устроенный, для отголоска (для голка, эхо), или для наголоса (резонанса). Акустик м. знающий науку эту. Толковый словарь Даля
  11. акустика — акустика ж. 1. Раздел физики, изучающий звуковые явления. 2. Особенности распространения звука в каком-либо помещении, обусловленные формой, материалами и т.п. постройками. Толковый словарь Ефремовой
  12. акустика — аку́стика из лат. acustica, греч. ἀκουστική; см. Горяев, ЭС 438. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. акустика — АК’УСТИКА, акустики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. akustikos — слуховой). 1. Отдел физики, изучающий звук. 2. Условия слышимости музыки или речи в помещениях. В этом зале нельзя устраивать концертов вследствие его плохой акустики. Толковый словарь Ушакова
  14. акустика — Акустики, мн. нет, ж. [от греч. akustikos – слуховой]. 1. Отдел физики, изучающий звук. 2. Условия слышимости музыки или речи в помещениях. В этом зале нельзя устраивать концертов вследствие его плохой акустики. Большой словарь иностранных слов
  15. АКУСТИКА — АКУСТИКА (от греч. akustikos — слуховой) — в широком смысле — раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 — 1013 Гц); в узком смысле — учение о звуке. Большой энциклопедический словарь
  16. акустика — АКУСТИКА, и, ж. 1. Раздел физики, изучающий звук. 2. Слышимость звуков музыки, речи в каком-н. специальном помещении. Хорошая а. зала. | прил. акустический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова