Акватинта

I

см. Гравирование.

II

(лат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальным способом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом. По одному способу, металлическая доска, на которой контуры уже написаны и вытравлены, посыпается мелко измельченной мастикой или канифолью и нагревается над углями с целью расплавить этот порошок. От этого между зернышками мастики являются незаметные промежутки, на которые затем должна действовать царская водка. Но если при этом расплавливании температура будет хоть на один градус ниже требуемой, то порошок отстанет и доска будет слишком подвержена действию царской водки; если же, опять, температура будет выше требуемой, то порошок образует непроницаемый покров, который не пропустит совсем кислоты. Прием, употребляемый в Швейцарии, т. наз. Гус-акватинта, состоит в том, что вместо посыпания доски порошком она поливается раствором канифоли в спирте; спирт улетучивается и оставляет требуемые трещинки. При этом способе доска покрыта бывает более равномерно. Затем посредством кисточки покрываются все светлые места раствором асфальта в скипидаре (т. е. веществом, не изменяющимся от царской водки); при этом самые светлые места покрываются раньше всех, и сейчас же доска подвергается вытравлению так долго, сколько это нужно для самых легких тонов тушевки; затем покрываются этим раствором по интенсивности светлые места и так дальше до тех пор, пока останутся только самые темные места. Если дело касается передачи рисунка мелом, то на доске, покрытой канифолью, надо работать кистью, обмакнутой в водный раствор меда или сахара с некоторым количеством сажи, совсем как на бумаге. Затем вся доска покрывается асфальтовым лаком, кот. в местах, не тронутых кистью, присыхает, и тогда доска опускается в воду; в ней мед растворяется, и рисунок таким образом обнажится. Тогда начинается вытравливание, которое, смотря по тому, содержится ли в оригинале более и менее чернил, должно быть повторено несколько раз. Посредством комбинирования обоих этих методов можно довести гармонию в этом способе гравировки до высшей степени совершенства.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Акватинта — (итал. acquatinta, от acquaforte — офорт и tinto — окрашенный, тонированный) вид гравюры (См. Гравюра), основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Большая советская энциклопедия
  2. акватинта — акватинта , -ы Орфографический словарь. Одно Н или два?
  3. Акватинта — (итал. acquatinta, от acquaforte — офорт и tinto — окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Художественная энциклопедия
  4. акватинта — орф. акватинта, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. акватинта — Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. Толковый словарь по полиграфии
  6. акватинта — АКВАТИНТА -ы; ж. [итал. acguatinta]. Способ гравирования на металле, позволяющий передавать полутона; гравюра, выполненная таким способом. Толковый словарь Кузнецова
  7. акватинта — См. аквамарин Толковый словарь Даля
  8. акватинта — акватинта ж. 1. Способ гравирования на металле, позволяющий с помощью смоляной пыли передавать полутона изображаемого. 2. Рисунок, выполненный таким способом. Толковый словарь Ефремовой
  9. акватинта — [ит.] – один из видов углублённой гравюры на металле с предварительным припудриванием пластины асфальтовым порошком и травлением кислотой Большой словарь иностранных слов
  10. АКВАТИНТА — АКВАТИНТА (итал. acquatinta) — метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком. Большой энциклопедический словарь