Антитринитарии

Общее название всех противников церковного догмата Троицы во времена Реформации. Сами же они, подобно их современным единомышленникам, назвали себя унитариями (см. это сл.). В то время как реформаторы, чтобы сохранить связь с древнехристианской церковью, признавали догмат о Троице неприкосновенным, хотя и непостижимым таинством, — другие старались подвергнуть этот догмат критическому анализу на основании Писания или с точки зрения разума. В согласии с средневековой мистикой Иоганн Денк из Баварии († от чумы в декабре 1527 года) и народный историк Себастьян Франк из Донауверта († 1543 г.) учили, что истинный Христос есть "вечное слово", "внутренний свет", горящий в сердце каждого верующего, тогда как внешний, исторический Христос ничего не значит. Напротив того, Конрад из Виртемберга (казнен в Базеле 1529) и Людвиг Гецер из Бишофцеля (обезглавлен в Констанце 1528 вследствие преступления против нравственности) видели в Христе только преисполненного божественного духа человека. Испанский врач Михаил Сервэ (см. это сл.) за отрицание Троицы был сожжен 1553 в Женеве по настоянию Кальвина. Нидерландец Иоганн Компанус (вследствие сумасшествия заключенный 1574 в Клеве), ссылаясь на 1 книгу Моисея (1, 26), учил, что в Боге существуют две ипостаси, образующие единое, подобно тому, как муж и жена составляют одно тело. Давид Иорис, художник на стекле в Дельфте, и Ганс Никлас в Эмдене, в Восточной Фрисландии (ум. 1577), видели в Троице только символ трех веков, в которых воплотилось спасение; во главе второго века стоит Христос, а во главе третьего — Давид Иорис или Ганс Никлас. Особенно многочисленны были А. в Италии, где реформационное движение в связи с гуманистическим образованием приняло критическое направление. Однако инквизиция принудила итальянских А. покинуть свое отечество и искать убежища в протестантских странах, преимущественно в Швейцарии. Но и тут участь их была не лучше. Испытав жестокие гонения в Швейцарии и Германии, А. нашли себе наконец новое отечество в Польше и Трансильвании, где ими основана под именем социниан (см. это сл.) цветущая церковная община. См. Трексель, "Die protestantischen A. vor F. Socin" (2 т. Гейдельб., 1839—41); Р. Уэллэса, "Antitrinitarian biography" (Лонд., 1850).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АНТИТРИНИТАРИИ — АНТИТРИНИТАРИИ (от греч. ἀντί – против и лат. trinitas – троица), или унитарии (от лат. unitas – единое, единство) – последователи христианской ереси, отвергающей догмат о троичности Бога, включенный в Никео-Константинопольский символ веры... Новая философская энциклопедия
  2. Антитринитарии — Приверженцы религиозных учений и сект, не принимающих основной догмат христианства — догмат о Троице (См. Троица). До Никейского собора 325, в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви... Большая советская энциклопедия
  3. антитринитарии — орф. антитринитарии, -ев, ед. -арий, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. АНТИТРИНИТАРИИ — (от греч. anti — приставка, означающая "против", и лат. trinitas — троица) — общее назв. ряда приверженцев христ. сект в Рим. империи во 2-4 вв. (монархиане, ариане, саббелиане, присциллиане и др.) и в... Советская историческая энциклопедия
  5. Антитринитарии — (греч. — против и лат. trinitas -троица), приверженцы христианских ересей, отрицающих догмат о единстве сущности Бога в трех Ипостасях. В эпоху тринитарных споров II-IV вв. в качестве... Словарь по культурологии
  6. АНТИТРИНИТАРИИ — АНТИТРИНИТАРИИ (от анти... и лат. trinitas — троица) — приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства — догмат Троицы. Большой энциклопедический словарь