Ибн-Эзра, еврейский мыслитель

(Авраам бен-Меир, 1093-1167; в средневековых сочинениях Abraham Judaeus, Avenara, Avenare) — знаменитый еврейский мыслитель. Обстоятельства его жизни мало известны. Около 1140 г. он должен был навсегда оставить свою родину, Испанию, и во время многолетних странствований посетил Ломбардию, Прованс, Францию, о-в Родос, Египет и Англию, долгое время пробыл в Риме, где и ум. И.-Эзра занимался математикой, астрономией, медициной, грамматикой, поэзией, богословием, но особенно библейской экзегетикой. Это был смелый мыслитель, часто переходивший за тесные пределы раввинизма, хотя, впрочем, в темных фразах. В известном смысле можно считать его основателем библейской критики. Свобода его воззрений доходит до того, что, напр., Пятикнижие он не признавал во всех его частях каноническим; основной мыслью Песни Песней считал И.-Э. томление любви, хотя в заключении, по установленной традиции, объясняет ее в смысле отношений Израиля к Богу. Благодаря этой благоразумной осторожности, метод И.-Эзры пользовался всеобщим уважением и имел одинаково большое влияние и на людей умеренно-прогрессивных, напр. на Маймонида, и на таких крайне последовательных мыслителей, как Спиноза. Из многочисленных сочинений И.-Эзры главнейшие: толкование на весь Ветхий Завет (за исключением Паралипоменона), "Sefer Mesnajiv" — соч. о еврейской грамматике (лучшее изд. Вольфа Гейденгейма, Оффенбах, 1794); "Divan" (изд. Эгером, Берл. 1886) — недавно только открытый сборник поэтических произведений И.-Эзры, доказавший, что он равно силен и как поэт и как мыслитель. Здесь много гимнов, философских рассуждений похоронных песен, но тут же и песни любовные, загадки, шутки.

Ср. Friedländer "Essays" (Лонд. 1877); Bacher, "Ibn Esras Einleitung zu seinem Pentateuch-Kommentar" (Вена, 1876); его же "Abr. Ibn Esra, als Grammatiker" (Страссб., 1882); Steinschneider, "Abraham Ibn Esra" (в "Zur Geschichte der mathem. Wissenschaften im XII J." (Б. 1880).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me