Мадонна

(Madonna) — сокращение итальянских слов mia donna, т. e. "моя госпожа". С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и изваяний. В этом втором, художественном значении слово М. перешло из итальянского языка и в другие западноевропейские языки. Самые древние изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая представляет ее то в виде оранты (молельщицы) — женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св. Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях младенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются в катакомбных живописи и рельефах изображения М. с Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста, конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в., и св. Марцеллина и Петра, III в.). В V в. изображения Богородицы размножаются и переходят из подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, но и мозаичной работой (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонение волхвов" на триумфальной арке црк. Санта-Мариа-Маджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиной появления в следовавшие затем столетия множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии и остальной Зап. Европе находилось в упадке и художественная деятельность процветала еще только в Вост. империи, то образа М. писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствие чего имели вполне византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своей знаменитой М., написанной около 1270 г. для флорентийской црк. С.-Мариа-Новелла, указал последующим итальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматери большей жизненности и изящества. После него, по мере пробуждения внимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображения все более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшись одной из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрождения достигают высокого совершенства: Богоматерь является в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения, молитвенного умиления, родительской нежности — то скромной матерью, всецело погруженной в заботы о своем малютке-Сыне, то юной девою, объятою священным экстазом, то величественной, но кроткой царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В средние века нередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой, широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьями. Порою на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви; другие многочисленные символические атрибуты, заимствованные преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы, полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головой, лилия или роза в руке, нередко целая беседка из роз на заднем плане иконы. По большей части М. изображается сидящей и держащей на своих коленях или подле себя, Младенца-Христа, одетого в белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосья пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно выбранные художником животные и плоды. На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стоящей на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженной сиянием или мандорлою (см.) и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. или прославляющих ее пением и музыкой (как, напр., на знаменитой картине Фра Анджелико во флорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и Нового Заветов. Еще чаще М. является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короной на голове и Младенцем на коленях: она сидит на троне, по сторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые; к этим побочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своей эмблемой, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие на музыкальных инструментах, коленопреклоненные заказчики иконы и т. д. Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющую страждущих и скорбящих своей мантией, полы которой поддерживают ангелы (M. della misericordia), M. плачущую и стенящую над телом Спасителя, снятым со креста (Pietà), M. с мечом или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), M., возносящуюся на небо (l'Assunto), M. в виде юной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (M. Immaculata, "Бессеменное зачатие") и т. д. Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы для изображения М. и делая ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и в конце эпохи порой совершенно утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворял Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейся об ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современной художественной критикой с большим или меньшим основанием, насчитывается 54. Они известны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали (напр. М. домов Конестабилле-Стаффа, Альба, Солли, Темпи, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностям их композиции (напр. М. с безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемой, с рыбой, с окном, заклеенным бумагой, с розой, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке). Кроме того, всесветной знаменитостью пользуются Рафаэлевские М. под названиями: "Великогерцогская", "Фонтенеблоская" (или Франциска I), "Орлеанская", "из Фолиньо", "Прекрасная Садовница" и "Жемчужина". Но ни в одной из них гений художника не выразился с таким блеском и полнотой, как в "Сикстинской М." — лучшем перле Дрезденской картинной галереи.

Мадонна

МАДОННА СИКСТИНСКАЯ Рафаэля (в Дрезденской галерее)

Из прочих живописцев Италии своими М. наиболее прославились Сандро Боттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б. Луини, Фр. Франчья, Корреджо (М. со св. Севастианом, М. со св. Георгием, М. с раковиной), Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. др. Между М., вышедшими из-под кисти неитальянских художников, особенно уважаются многочисленные "Бессеменные зачатия" испанца Мурильо (одно из них, находящееся в музее дель Прадо в Мадриде, воспроизведено в картинке, приложенной к настоящей статье) и произведения немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в мюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Мейера, оригинал в Дармштадтской, копия в Дрезденской галерее).

Мадонна. Рис. 1

МАДОННА Г. Гольбейна Младшего (в Дармштадтской картинной галерее)

Мадонна. Рис. 2

МАДОННА Б.-Э. Мурильо (в мадридском музее дель Прадо)

Ср. Anna Jameson, "Legendes of the Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleary, "La Sainte Vierge" (Пар., 1878); Eckl, "Die Madonna als Gegenstand christlicher Kunstmalerei und Sculptur" (1883).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мадонна — -ы, ж. У католиков: богоматерь, а также ее скульптурное или живописное изображение. Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом --- печально выглядывала из его [ясеня] ветвей. Тургенев, Ася. [итал. madonna] Малый академический словарь
  2. мадонна — Мадо́нн/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. Мадонна — В христианской мифологии то же, что Мария, богородица. Большая советская энциклопедия
  4. мадонна — орф. мадонна, -ы (в старину в Италии: госпожа) и Мадонна, -ы (у католиков: Богоматерь) Орфографический словарь Лопатина
  5. мадонна — Итальянское – madonna (моя госпожа, Богоматерь). Латинское – ma domina (мой дом). Слово «мадонна», означающее «изображение богородицы в живописи», было заимствовано из итальянского языка в XVIII в. Этимологический словарь Семёнова
  6. Мадонна — Мадонна Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. мадонна — (иноск.) — женщина божественной красоты с возражением кротости и целомудрия, напоминающая мадонн выдающихся живописцев Ср. Если бы ему предсказали, что он загорится когда-нибудь желанием целовать руки, глаза, прильнуть к губам этой "мадонны "... Фразеологический словарь Михельсона
  8. мадонна — Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где madonna — сращение ma «моя» и donna «госпожа» < лат. mea domina, родственных мой и дом. Этимологический словарь Шанского
  9. Мадонна — (полн. имя и фам. Мадонна Луиза Чикконе, по др. данным Каччионе; р.1960) – амер. певица. Поет в стиле «софт-рок». Помимо концертной деятельности, М. снимается в кино. Наиболее значит. альбомы: «Madonna» (1983), «Like a prayer» (1989), «I`m breathless» (1990) и др. Энциклопедический словарь псевдонимов
  10. мадонна — МАДОННА -ы; ж. [исп. madonna — госпожа моя] 1. [с прописной буквы] У католиков: Богоматерь. Обет Мадонне. Святая М. Обратиться с молитвой к Мадонне. 2. Высок. О женщине, являющейся предметом поклонения кого-л., любви. * Творец мне ниспослал, тебя, моя Мадонна (Пушкин). Толковый словарь Кузнецова
  11. мадонна — МАДОННА, ы, ж. В католицизме: Богородица. Толковый словарь Ожегова
  12. мадонна — Мадонны, ж. [ит. madonna, букв. моя госпожа]. Название Богоматери у католиков. || Изображение Богоматери (преимущ. в произведениях западноевропейских скульпторов и художников). Большой словарь иностранных слов
  13. мадонна — МАД’ОННА, мадонны, ·жен. (·итал. madonna, ·букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков. | Изображение богоматери (преим. в произведениях ·зап.-европейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна (произведение Рафаэля). Толковый словарь Ушакова
  14. МАДОННА — МАДОННА (Madonna; наст. имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе, Ciccоnе) (р. 1958) — американская поп-певица, киноактриса, продюсер. Одна из наиболее известных и скандальных фигур шоу-бизнеса 1990-х гг. Большой энциклопедический словарь
  15. мадонна — 1. мадонна I ж. Женщина, являющаяся воплощением красоты, целомудрия и кротости. II ж. Употребляется как старинное обращение или форма вежливого упоминания по отношению к женщине в Италии. 2. Мадонна ж. Наименование Богоматери (у католиков). Толковый словарь Ефремовой
  16. Мадонна — Мадонна (Madonna) (сценическое имя; настоящие имя и фамилия Мадонна Луиза Вероника Чиччоне, Ciccione) (р. 1958), американская эстрадная певица и киноактриса. С 1978 выступала в танцевальной группе в Нью-Йорке; играла в бродвейских театрах. Большая биографическая энциклопедия
  17. мадонна — мадо́нна "изображение богородицы в живописи". Из ит. madonna "богоматерь". Этимологический словарь Макса Фасмера