Обет

На языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным И. Христу и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо должности и т. п. К О. в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще разделяют О. на личные (например, О. поста, воздержания и т. п.) и вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают (протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро, насколько достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О., служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к Богу; вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарной и педагогической мерой, полезной для приобретения навыка в добре. В этом смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор., 7, 8, 38; Исх., XIX, 21; Псал., 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем примерах. С О. в сущности тожественны "добрые намерения", твердо и открыто выраженные перед обществом, например намерение соблюдать трезвость и т. п. Содержание О. должно быть нравственно и физически возможно и не должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О. Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право располагать собой и своей собственностью. Неисполнение свободно данного О. составляет тяжкий грех перед Богом (Второзак., XXIII, 21-22; Лев., XXVII; Еккл., V, 3-4 и др.). Обет может быть прекращен или приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его становится невозможным, или когда он перестает быть средством к осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковной властью, в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и нравственности вообще. См. архим. Сергий, "Об обетах" ("Прибавление к твор. св. отцов", 1858, т. XVII).

Н. Б-в.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. обет — -а, м. Обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений. Монашеский обет. □ Пидорка дала обет идти на богомолье. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. || высок. Торжественное обещание, обязательство. Малый академический словарь
  2. обет — Обе́т/. Морфемно-орфографический словарь
  3. обет — орф. обет, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Обет — (Недер) Обязательство, которое человек берет на себя по отношению к Господу, например, принести жертву, десятину (десятую часть своих доходов) и т. п. О праотце Яакове рассказывается, что он принес обет: "Если будет Господь со мною и сохранит меня [... Энциклопедия иудаизма
  5. Обет — 1) первые О., встречающиеся в Библии, — это торжественные О. (евр. недер), о к-рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой... Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. обет — см. >> клятва, обещание см. также -> давать обет Словарь синонимов Абрамова
  7. обет — Об’ет — обещание, клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнение его было грехом против третьей заповеди (Чис.30:3 ; Втор.23:21 ; Екк.5:3). Для человека было сетью давать поспешно обет (Прит. Библейский словарь Вихлянцева
  8. обет — Общеслав. Производное от obětiti «обещать», образованного от větiti «говорить, советовать» (obv > об, ср. облако). См. вече, завет, совет. Ср. дать слово. Этимологический словарь Шанского
  9. обет — ОБЕТ -а; м. Высок. Торжественное обещание, обязательство, данное из религиозных побуждений. Духовный о. Монашеский о. О. молчания. О. безбрачия. Дать о. Нарушить о. // Клятва, зарок. Дал о. заботиться о сироте. Нарушили о., данный матери. Толковый словарь Кузнецова
  10. обет — ОБЕТ, а, м. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания. Толковый словарь Ожегова
  11. обет — ОБ’ЕТ, обета, ·муж. (·книж. ). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. «Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет.» Лермонтов. «Я не давал обета безбрачия.» А.Островский. | Зарок, обещание (·устар. ). «Давши обет сохранять мир, нарушает его.» Жуковский. Толковый словарь Ушакова
  12. обет — Образовано от исчезнувшего глагола обътити – "обещать". К той же основе восходят завет, вече. Этимологический словарь Крылова
  13. обет — обе́т род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. обѣтъ ὑπόσχεσις (Супр.), чеш. оbět᾽ "жертва", слвц. оbеt᾽ – то же. Из *оb- и *větъ "изречение" (заве́т, приве́т), др.-русск. вѣтъ "договор, совет"; см. Мi. ЕW 388; Преобр. I, 634; см. также выше, вет. Отсюда обеща́ть (см.). Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. обет — обет I м. 1. Клятвенное обещание совершить какой-либо богоугодный поступок после просительной о чём-либо молитвы. 2. Монашеское отречение от ориентации на свою волю (обет послушания)... Толковый словарь Ефремовой
  15. обет — См. обетовать Толковый словарь Даля