Орарь

(ώραριον) — принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй — на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре диакон носит О. по подобию архидиакона, как это практикуется в Иерусалиме. — Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии" Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме (см. у Буонаротти). Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе ризы белы (IV, 4). В относящихся сюда художественных изображениях в римских катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане, гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно О. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oranum, то stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св. Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О. получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии Киприана). Самое слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря, происходит от όράω — video, observe — и свидетельствует о том, что лица, имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать, что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в церкви народ. Другие производят ωράριον от ώρα — хранение, попечение (о душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове orarium, производя его от orare — молиться. Четвертый толедский собор, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность священнослужителей, как церковных учителей.

Н. Б—в.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Орарь — То же, что стола; часть церковного облачения диакона, перевязь с крестами; длинная узкая лента, носимая на плечах, поверх стихаря. Как и другие церковные одежды, О. появился еще у первых христиан, символизируя служение и славословие Богу. Энциклопедия моды и одежды
  2. орарь — Ора́рь/ (длинная лента). Морфемно-орфографический словарь
  3. орарь — орф. орарь, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. орарь — ОРАРЬ я; м. [лат. orare — молиться] Церк. Знак дьяконского сана в виде вышитой или цветной ленты, надеваемой через плечо, который дьякон поднимает во время ектеньи. Толковый словарь Кузнецова
  5. орарь — Ораря, м. [греч. orarion] (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо. Большой словарь иностранных слов
  6. орарь — ОР’АРЬ, ораря, ·муж. (·греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо. Толковый словарь Ушакова
  7. ОРАРЬ — ОРАРЬ (греч. orarion) — длинная (2,5-4 м) — как правило, шелковая орнаментированная (тканый или вышитый мотив креста) лента — символ смирения и чистоты помыслов... Большой энциклопедический словарь
  8. орарь — орарь м. Знак дьяконского сана, часть его облачения в виде вышитой или цветной длинной ленты, надеваемой через плечо, который он поднимает во время ектеньи. Толковый словарь Ефремовой
  9. орарь — ора́рь м. "часть облачения дьякона, состоящая из узкой ленты через левое плечо". Орарь символизирует крыло ангела, с помощью его дается знак к началу богослужения; др.-русск. урарь – то же (Новгор. кормч. под 1280 г.; см. Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. орарь — См. орарий Толковый словарь Даля