Убежища в Древней Греции

(религиозные), или άσυλα — принадлежали к явлениям сакрального права: этим именем назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными (άσυλα = sacrosanctus) со всем принадлежащим им имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и пр.). Даже во время военных действий (по крайней мере греков с греками) храмы считались неприкосновенными, вследствие чего они служили государственными сокровищницами и даже местом сбережения частного имущества. Они служили также У. для преследуемых, ищущих помощи и защиты и даже преступников: увести силою от статуи бога или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. Исключения допускались по отношению к лицам, подвергнутым атимии или осужденным на смерть, хотя в Спарте щадили и таких лиц. Неприкосновенным считался человек и в том случае, если он, выходя из храма, поддерживал осязаемую связь с алтарем. Так, приверженцы Килона, искавшие спасения в храмеАфины, сочли безопасным выйти из храма, держась за веревку, привязанную к подножию статуи, и были вне опасности до тех пор, пока веревка у храма Евменид не оборвалась случайно: только тогда подсудимые были объявлены вне религиозного закона и перебиты (Plut. Sol., 12). Бывали случаи нарушения этого священного права, но в общем святыня У. считалась ненарушимою, и если случайные нарушения не карались законом, то потому, что верили в возмездие со стороны оскорбленного божества. К таким нарушениям права У. относились не только насильственный захват, но и всякие меры, направленные к тому, чтобы ищущий защиты оставил У., как то: умышленно произведенный по соседству с храмом пожар, запрет приносить в храм пищу, преграждение выхода из храма. Ищущим защиты предоставлялись особые льготы, как то: право выхода из У. с условием сохранения неприкосновенности, право долгого пребывания в черте У. Некоторые святилища в последнем отношении представляли большие преимущества благодаря просторному помещению, и случалось, что икеты (= suplices = просящие защиты) жили по нескольку лет в храме, пока им позволяли средства. Так, спартанский царь Плейстонакт прожил в асиле Зевса Ликея при Мегалополе 19 лет, сын его Павзаний II, осужденный на смерть за уклонение от битвы с фиванцами (395 г. до Р. Хр.) и заключение с ними постыдного для Спарты перемирия, жил до смерти при храме Афины Алеи в Тегее. Пространство У., считавшееся неприкосновенным, иногда бывало весьма значительно: так, храм Артемиды в Гиерокесарее располагал неприкосновенным участком площадью в 2 римские мили в окружности; в Эфесе участок У. занимал часть города (до времен Августа). Некоторые святилища преимущественно перед другими пользовались правом защиты в самых широких размерах, так что всякий прибегавший к ним находился в безопасности от своих преследователей на всем священном пространстве. Такое всеобщее признание за святилищем права У. достигалось путем дипломатических сношений, о чем свидетельствует ряд эпиграфических документов. К числу подобных привилегированных асилов относятся святилища, получившие особую санкцию от африктионий, оракулы и отдельные храмы, как то: Афины Алеи в Тегее, Посейдона на Калаврии (сюда бежал и здесь умер Демосфен, преследуемый македонской партией) и на Коринфском перешейке, Афины Халкиойки в Спарте, Зевса Ликея в Аркадии, Ганимеда в Флиунте, Гелики в Ахее, Амфиарая в Оропе, Аполлона на Делосе и в Акрайфии (в Беотии), Асклепия на Косе и в Эпидавре, Геры в Аргосе и на Самосе, Тезея в Афинах (сюда спасались рабы от жестокого обращения господ), Эвменид в Афинах и др. В эллинистическую эпоху одним из наиболее известных У. считался храм Кабиров на о-ве Самофраке. С середины III века до Р. X. право У. свободно предоставлялось целым городским округам в политических целях, чем достигалась их нейтрализация и неприкосновенность в случаях нападений и завоеваний. Римляне первоначально с полною охотою давали право У. отдельным храмам, но так как сюда скрывались от кары закона действительные преступники и правонарушители, то Тиберий в 22 г. по Р. X. поручил сенату пересмотреть список храмов, имевших право У., в результате чего это право в значительной степени было сокращено и тем святилищам, за которыми оно было сохранено, было предписано пользоваться им в законных границах. По Тациту (Ann., III, 60, след.) это право получили: Эфес с храмом Артемиды, Магнезии с храмом Артемиды Левкофриены, Афродисиада с храмом Афродиты, Стратоникея с храмом Зевса Панемера и Гекаты, Гиерокесарея с храмом Артемиды, Кипр с храмами Афродиты (в Пафосе и Амафунте) и Зевса (Саламин), Пергам с храмом Асклепия, Смирна с храмом Афродиты, Тенос с храмом Посейдона, Сарды и Милет с храмами Аполлона и Артемиды и Крит. Упоминается, кроме того, ряд и других У., к которым, между прочим, отнесены все храмы и капеллы правящих императоров в Италии и провинциях. В Риме было известное У. Ромула (Вейовиса) на Капитолии, между его вершинами, в дубовой роще: по преданию, оно было основано с целью увеличения числа граждан нового города. При Августе было открыто новое У. при храме Юлия Цезаря. Право У. языческих храмов впоследствии перешло и на христианские церкви. Ср. Wallon, "Du droit d'asyle" (П., 1837); Schoemann, "Griechische Altertümer" (II т., в 3 изд., стр. 210 след., Б., 1873); Foerster, "De Asylis Graecorum" (Бреславль, 1847); Jaenisch, "De Graec. asylis" (Геттинген, 1868); Barth, "De asylis Graecis" (Страсбург, 1888); Bütticher, "Die Tektonik der Hellenen" (III т., стр. 23); Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquités grecques et romaines", статья άσυλία (I т., стр. 505 след.); Stengel, "Die Griechischen Kultusaltertümer" (в 5 т., 3 отд. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. Muller'a, стр. 29—30, Мюнхен, 1898); его же статья άσυλον в Pauly Wissowa's "Real-Encyclopädie der classischen Aëltertumsuwisenschaft" (II т., 2 часть, стр. 1881 и след., Штутгарт, 1896); Латышев; "Очерк греческих древностей" (II т., стр. 32—33, СПб., 1899).

Н. О.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me