Буддизм

Анумана

Анумана
анумана (санскр. — вывод) — в будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится как «последующее измерение», «последующее мнение», т. к. выводное знание следует за восприятием логич. признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логич. признаком. Логич. термины не были еще жестко определены, и то, что объявлялось меньшим термином, с таким же успехом могло рассматриваться и как больший термин. Буддисты различали «вывод для себя» (свартханумана) — умозаключение, состоящее из двух суждений, похожее на энтимему в зап. логике, и «вывод для другого» (парартханумана) — состоящий из трех высказываний, похожий на простой категорический силлогизм в модусе Барбара. «Вывод для себя» функционирует в будд. учении как средство познания объекта через его знак, а «вывод для другого» — как способ доказательства, или силлогизм. В зависимости от разновидности логич. знака выводы делились на основанные на причинно-следственной связи, на отношении тождества и на отрицательные выводы, к-рых насчитывалось 11 модусов. — Н. А. Канаева Буддизм 2009