Александрийская богословская школа

Древнейшая богосл. школа, находившаяся в Александрии; в более широком смысле — направление в богословии ранней Церкви, возникшее в рамках этой школы. К началу христ. эры Александрия была одним из важнейших культ. и рел. центров греко-рим. мира, что оказало существенное влияние на возникновение в стенах А.б.ш. систематического богословия, опиравшегося на достижения античной философии.

Круг наук, изучавшихся в А.б.ш., распадался на три группы. Первой ступенью были науки естественные и математические (έγκύλια μαθήματα), следующей — философия (φιλοσοφία ), а высшей — богословие (σοφία, или истинная мудрость). Έγκύλια μαθήματα имели только вспомогательное значение; философия рассматривалась в качестве подготовительного этапа к изучению богословия; осн. акцент делался на изучении Св. Писания (экзегетике). Здесь сложилась традиция т.н. аллегорической экзегезы (аллегория), т.е. иносказательного толкования Писания.

Первым главой А.б.ш., о котором сохранились достоверные сведения, был Пантен (кон. II в.). Можно предположить, что в своей деятельности он ограничивался лишь устным словом, развивая традицию христ. знания, берущую начало в посланиях апп. Павла и Иоанна и продолженную в творениях апологетов. Эта традиция получила дальнейшее развитие в трудах ученика Пантена, Климента Александрийского. С именем Климента связано прежде всего учение о христ. знании, которое он противопоставлял знанию «лжеименному». Вера и знание, в понимании Климента, — понятия не противоположные, а взаимодополняющие; знание — это глубокая и твердая вера, приобретенная христианином с помощью подвига учения и аскезы.

Учеником Климента и его преемником по руководству А.б.ш. был Ориген, первый создатель богосл. системы; он не смог найти подлинной меры сочетания христ. Откровения и эллинской философии, однако он остался верным церк. учению в своих осн. тезисах.

Экзегетические соч. Оригена (как и его учителя Климента) являют свойственный А.б.ш. аллегорический метод истолкования Св. Писания. Крайности этого метода таили в себе опасность за иносказательным толкованием библ. текста потерять ист. основу христианства. Тем не менее в экзегетических соч. обоих представителей А.б.ш. имеет место и типологический метод — поиск прообразов и пророчеств, заключенных в библ. текстах. Учеником и последователем Оригена был также Григорий Чудотворец, оказавший большое влияние на развитие христ. богосл. мысли.

После Оригена школу возглавляли Иракл (231–232/233), Дионисий (232/233–248), Пиерий (271–282), Ахилл, Феогност, Серапион, Пётр (до 300). Первым, кто выступил против ошибочных положений Оригена и против крайностей аллегорической экзегезы, был Пётр, еп. Александрийский.

Со времени Афанасия Великого (ок. 293–373) можно говорить о новом направлении в александр. богословии. Афанасий совершил то, чего не удалось Оригену: опираясь на филос. терминологию, он создал систему догм. богословия, с помощью которой выразил церк. учение о воплощении Слова Божия и о Троице. Афанасий полностью преодолел субординационизм в учении о Троице и заблуждения, свойственные доникейскому богословию в учении о Логосе как посреднике между Богом и миром. Богословие Афанасия во многом было ответом на ересь Ария, учившего о Сыне Божием как о творении.

Учеником Афанасия был Дидим (345–395), который в учении о Троице следовал Афанасию, однако в ряде положений был последователем Оригена. Последним главой школы был Родон (395–405). В V в. традиции александр. богословия нашли отражение в творчестве такого видного богослова, как Кирилл Александрийский.

Существует традиционное мнение о том, что по мировоззрению А.б.ш. противоположна Антиохийской богословской школе, однако это упрощенное представление. Напр., в учении о Троице Афанасий Великий выступал вместе с Евстафием Антиохийским против Ария; антиох. христология была оппозицией Аполлинарию Лаодикийскому, а не александрийцам.

А.б.ш. имела огромное значение для развития богосл. мысли, заложив осн. принципы экзегезы Св. Писания, а также основы христ. образования.

Лит-ра: Дмитриевский В. Александрийская школа: Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань, 1884; Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей). Б., 1988, с. 184–198; Киприан (Керн), архим. Александрийское богословие // Вестник русского христианского движения 164 (1992), 93–108; Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви (III–VI вв.) // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова 3 (1998), 6–55; Сидоров А.И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Там же, с. 56–139; Bardy G. Pour l’histoire de l’Оcole d’Alexandrie // Vivre et penser 2 (1942), 80–109; Guillet J. Les exОgПses d’Alexandrie et d’Antiochie: Conflit ou malentendue? // Recherches de science religieuse 34 (1947), 257–302; DaniОlou J. OrigПne. P., 1948; Lubac H. de. Histoire et esprit: L’intelligence de l’Гcriture d’aprПs OrigПne. P., 1950; Le Boulluec A. L’Гcole d’Alexandrie. P., 1987.

А. Балаховская

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me