Аллегория

(греч. άλληγορία — иносказание), в экзегетике — метод толкования текстов Св. Писания, выходящий за рамки их буквального понимания.

Аллегорический метод интерпретации текстов зародился в Древней Греции в философии досократиков, отрицавших буквальное понимание мифологии, и достиг расцвета в комментариях стоиков к поэмам Гомера и Гесиода. Игнорируя ист. контекст этих произведений, комментаторы видели в их героях персонификации физических или психических явлений, а эпизоды их трактовали как аллегорические изложения позднейших филос. концепций. В сочинениях Филона Александрийского А. широко применяется в толковании книг ВЗ (события свящ. истории переосмысливаются как перипетии жизни души, стремящейся познать себя и Бога). Согласно Филону, А. не была достоянием только языческой философии, но практиковалась также в раввинистических школах Палестины. Авторы НЗ нередко трактуют цитаты из ВЗ аллегорически. Само слово А. встречается в Гал 4, 24, где Агарь и Сарра означают Израиль и Церковь.

Традиция аллегорического толкования текстов НЗ и ВЗ была выработана представителями Александрийской богословской школы (Климент Александрийский, Ориген и др.). Ориген преимущественно следовал концепции Филона; он говорил о трех смыслах Писания: телесном, или буквально-историческом, душевном, или нравственно-назидательном, и духовном, т.е. аллегорическом. Ориген указывал на А. как на наиболее адекватный способ интерпретации Писания.

Отношение представителей различных богосл. школ к аллегорическому методу было неоднозначным. Так, Ириней Лионский связывал А. с еретическими учениями гностиков, которые, по его мнению, прибегают к ней потому, что не понимают подлинного смысла Писания или имеют намерение исказить его. Правомерность аллегорического понимания библ. текстов стала предметом длительной полемики между александрийской и антиохийской экзегетическими школами, начало которой было положено в IV в. выступлением Евстафия Антиохийского против крайнего аллегоризма Оригена.

История экзегетики знает множество случаев совмещения толкователями аллегорического метода с др. способами интерпретации Писания. Так, в комментарии к Песни Песней Амвросий Медиоланский говорит, что образ Невесты символизирует одновременно и Церковь Христову (в этом случае устанавливается связь типологического характера), и человеч. душу с ее стремлением к Жениху-Христу (классическая А.). В произведениях Августина, экзегетическая концепция которого складывалась под влиянием проповедей Амвросия, А. также используется наряду с др. экзегетическими приемами. Позднеантичные и ср.-век. авторы (начиная с Илария Пиктавийского, Иоанна Кассиана, Руфина Аквилейского) приняли оригеновскую классификацию 3 смыслов Писания и выделили внутри дух. смысла 2 аспекта — собственно А. и анагогию (от греч. άναγωγή — восхождение). Так сформировалась концепция 4 уровней смысла Писания буквального, т.е. прямого значения текста (основа для всех др. смыслов); аллегорического, когда одни события рассматриваются как обозначения др. событий (напр., образы ВЗ относятся к жизни Иисуса Христа); морального, который касается жизни каждого христианина; анагогического, который относится к эсхатологическим или вечным реалиям (ср. Фома Аквинский, Summa theologiae I a 1, 10; Данте, Пир II, 1) Эта схема выражена в знаменитом двустишии Николая Лирского (ок. 1336): «Littera gesta docet, quid credas allegoria, moralis quid agas, quo tendas anagogia» («Буква учит фактам; тому, во что надо верить, учит аллегория; мораль учит тому, что надо делать; тому, к чему надо стремиться, учит анагогия»).

Протест. экзегетическая концепция, осн. принципом которой является понимание Писания «из самого Писания», отрицает аллегорический метод. Традиция Католической Церкви допускает принципиальную возможность аллегорического толкования Писания и в наст. время.

Лит-ра: Бычков В.В. Aesthetica Patrum. М., 1995, с. 35–52, 215–251; Нестерова О.Е. Типологическая экзегеза: Спор о методе // Альфа и Омега 4 (1998), 62–77; Сочинения древних христианских апологетов / Ред. А.Г. Дунаева. СПб., 1999, с. 463–480; Grant R.M. The Letter and the Spirit. L., 1957; PОpin J. Mythe et allОgorie: Les origines grecques et les contestations judОo-chrОtiennes. P., 1958; Formen und Funktionen der Allegorie / Hrsg. W. Haug. Stuttgart, 1979.

Ю. Иванова

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Аллегория — АЛЛЕГОРИЯ (греч. — иносказание) — выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Так. обр. отличием А. от родственных форм образного выражения (тропов (см. Литературная энциклопедия
  2. аллегория — -и, ж. Выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание. [греч. ’αλληγορία] Малый академический словарь
  3. Аллегория — (греч. allēgoría — иносказание) условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном Образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Большая советская энциклопедия
  4. аллегория — (др.-греч. άλληγορία). иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образа. А. в качестве тропа используется в баснях, притчах, моралите. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  5. аллегория — Иносказание, картинное изображение мысли Ср. Соки ты мои высосал, пачкун ты старый! — "Чем же я, матушка, высосал твои соки?" — промямлил супруг. — Болван, аллегории не понимает. Достоевский. Дядюшкин сон. 10. Ср. Как вы думаете, — не сошла ли она с ума?... Фразеологический словарь Михельсона
  6. аллегория — (греч. allegoria — иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличий волка, коварство — в виде змеи и т. д. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  7. аллегория — АЛЛЕГОРИЯ и, ж. allégorie f. < , гр. 1119. Лексис. лит., иск. Иносказание. Сл. 18. Тут сатирик аллегориею начинает осмеивать пьянство, которое мореплаванию уподобляет. Кантемир Сатиры 2 223. После ученья изволил <�великий князь> .. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Аллегория — Аллегория. Отсутствие ясности в определении понятия «лексическое значение слова» очень тяжело сказывается в практике словарного дела. Историко-этимологический словарь
  9. Аллегория — АЛЛЕГОРИЯ — (греч. αλληγορία, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр. Словарь литературных терминов
  10. аллегория — см. >> басня, намек, пример Словарь синонимов Абрамова
  11. Аллегория — (от греч. allegoria — иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке — аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке — аллегория Правосудия). По определению... Художественная энциклопедия
  12. аллегория — Аллего́ри/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  13. аллегория — орф. аллегория, -и Орфографический словарь Лопатина
  14. аллегория — АЛЛЕГОРИЯ -и; ж. [греч. allēgoria — иносказание]. В искусстве средневековья, Возрождения, барокко, классицизма: воплощение какой-л. идеи в конкретных художественных образах и формах (скульптурах, героях литературных и живописных произведений и т.п.). Толковый словарь Кузнецова
  15. аллегория — АЛЛЕГОРИЯ ж. греч. иносказание, инословие, иноречие, околица, обиняк, проображение; речь, картина, изваяние в переносном смысле; притча; картинное, чувственное изображение мысли. Толковый словарь Даля
  16. Аллегория — (греч. — иносказание), условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остается для него внешним, будучи однозначно закреплено за ним культурной традицией или авторской волей. Понятие... Словарь по культурологии
  17. аллегория — аллегория ж. Форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ. Толковый словарь Ефремовой
  18. аллегория — АЛЛЕГ’ОРИЯ [але], аллегории, ·жен. (·греч. allegoria). 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Толковый словарь Ушакова
  19. аллегория — [але], аллегории, ж. [греч. allegoria]. 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Большой словарь иностранных слов
  20. АЛЛЕГОРИЯ — АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание) — изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа... Большой энциклопедический словарь
  21. аллегория — АЛЛЕГОРИЯ, и, ж. (книжн.). Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе. Говорить аллегориями (неясно, с малопонятными намёками на что-н.). | прил. аллегорический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  22. АЛЛЕГОРИЯ — АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание) — один из способов эстетического освоения действительности, прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание. Новейший философский словарь
  23. Аллегория — Художественное обособление отвлеченных понятий посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона