Аминь

(древнеевр. ‘amen — воистину, да будет так, греч. άμήν, лат. amen), в христ. молитвенной и богослужебной практике — заключительное слово славословия и др. молитв, выражающее утверждение или согласие. Возглас А., звучавший в ответ на славословие, проклятие или благословение, был частью в.-з. богослужения и служил свящ. знаком верности Богу. А. неоднократно встречается в в.-з. текстах (впервые — в Числ 5, 22), обычно — как часть славословия: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! Аминь, аминь!» (Пс 41, 14; см. также 1 Пар 16, 36; Неем 8, 6). А. нередко звучит в устах Иисуса Христа, когда Он стремится придать Своим словам особую убедительность. В НЗ А. употребляется также и как одно из имен Божиих (Откр 3, 14). А. уже в I в. использовалось в христ. традиции как завершение молитвы, о чем свидетельствуют тексты НЗ (Рим 16, 20.24; Гал 1, 5; Откр 5, 14), а также др. тексты (Юстин Философ, Апология I, 65, 3–4; Дидахе 10, 6). В лат. обряде А. завершает многие молитвы, гимны, песнопения, а также некоторые молитвенные формулы при совершении таинств и сакраменталий. Св. Иероним свидетельствует о деятельном участии верных в литургии, совершавшейся в рим. базиликах: «... звучит Аминь, подобно грому с неба». Ипполит Римский упоминает (Traditio Apostolorum 23, 6) об обычае произнесения А. причащающимися, подтверждающими т.о. свою веру в присутствие в евхаристическом Хлебе Христа. Сознательное и деятельное участие верующих в богослужении (SC 14) основано в т.ч. и на произнесении А., выражающем веру в осуществляющееся таинство. В ср.-век. зап. традиции хор пел А. по окончании малого славословия и большинства молитв, а также после Gloria и Credo во время мессы; в лютеранской традиции А. начали добавлять и к др. песнопениям. Уже в эпоху одноголосного пения возникла тенденция к выделению слова А. при помощи украшения его мелодическими распевами (наподобие возгласа аллилуйя). В эпоху многоголосного полифонического искусства А. подчеркивается еще больше: так, в первой сохранившейся многоголосной авторской мессе Г. де Машо А. отделяется от Gloria и Credo стилистически и звучит как самостоятельный раздел; с сер. XVI в. англ. композиторы сочиняли короткие полифонические А., а к сер. XVII в. сложилась традиция развернутых фугированных А. с многократным повторением этого слова (в т.ч. в качестве самостоятельных сочинений); наиболее яркие и грандиозные образцы А. встречаются в мессах И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, в оратории Г.Ф. Генделя Мессия.

Лит-ра: Salomon P. Les «Amens» du Canon de la Messe // Ephemerides liturgicae 42 (1928), 496–506; Harter W. Amen: Redaktionsgeschichtliche Untersuchung zur EinfЯhrungsformel der Herrenworte «Wahrlich Ich sage euch». ZЯrich, 1969; Berger K. Die Amen-Worte Jesu: Eine Untersuchung zum Problem der Legitimation in apokalyptischer Rede. B., 1970; Wallis G. Alttestamentliche Voraussetzungen einer biblischen Theologie geprЯft am Glaubensbegriff // Theologische Literaturzeitung 113 (1988), 1–13; HКuІling A.A. Akklamationen und Formeln. Regensburg, 1990.

М. Насонова

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. аминь — 1. утвердительная частица. Употребляется в качестве заключительного слова молитв, проповедей; означает: истинно, верно. 2. в знач. сущ. аминь, -я, м. (обычно в знач. сказ.). разг. Конец, все кончено. Вмиг аминь лихой забаве: Попадешься на копье. Малый академический словарь
  2. аминь — Истинно, истинно так, да будет так, верно. Краткий церковнославянский словарь
  3. Аминь — (Амен) Это слово встречается в Библии неоднократно в значении "верно" или "да будет!", "да исполнится!". Чаще всего это слово выражает согласие или подтверждает клятву: "И отвечал весь народ, и сказали: А." (Вт. XXVII, 15) ; пожелание: "А. Энциклопедия иудаизма
  4. Аминь — Аминь (евр. амен = «да будет так» (Иер 11:5)). I. Слово «А.» было заимствовано из евр. текста, перешло в греч. и лат. переводы НЗ, а затем — в рус. язык практич. в неизмен. виде. В евр. яз. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Аминь — (истинно, да будет; Вт 27:15). Это слово, хотя и при различном употреблении, существенно имеет одно и то же значение. Оно служит подтверждением ответа и употребляется для обозначения согласия или совершенной уступки. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. аминь — см. >> довольно, конец Словарь синонимов Абрамова
  7. аминь — аминь , неизм. Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. аминь — Ам’инь (истинно, да будет так) — слово, подтверждающее высшую истинность заявления и согласие со сказанным (Чис.5:22 ; Втор.27:14 -26). Господь часто говорил: «Истинно, истинно (в оригинале — аминь, аминь) говорю вам... Библейский словарь Вихлянцева
  9. аминь — Ами́нь, междом. Морфемно-орфографический словарь
  10. аминь — орф. аминь, неизм. Орфографический словарь Лопатина
  11. аминь — АМИНЬ неизм. [греч. amēn из др.-евр. — подлинно, истинно]. I. частица. 1. В христианстве: Употр. в качестве заключительного слова молитв, проповедей и т.п.; истинно, верно, да будет так. 2. в функц. сказ. Разг. Всё кончено, конец. Толковый словарь Кузнецова
  12. аминь — АМИНЬ нареч. церк. истинно, воистину, подлинно, верно и крепко. Народ обратил аминь в сущ., разумея либо молитву, либо конец дела. Аминь, аминь, рассыпься, говорят нечистой силе. Аминь человека спасает. Аминем великие дела вершат. Аминь дело вершит. Толковый словарь Даля
  13. аминь — Заимствовано из старославянского языка, а восходит к греческому amen – "воистину", которое в свою очередь заимствовано из древнееврейского. Этимологический словарь Крылова
  14. Аминь — Еврейское слово, перешедшее в христианские языки, имеет значение удостоверения: да будет, верно, воистину. Как у евреев благословение, которое при окончании всякого богослужения дается присутствующим, скрепляется словом аминь... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. аминь — аминь I м. Заклинание, просьба. II м. Конец. III предик. Достаточно, довольно, всё, хватит, конец, кончено. IV част. Истинно, верно, да будет так (заключительное слово христианских молитв и проповедей). V межд. Толковый словарь Ефремовой
  16. Аминь — Слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода Краткий религиозный словарь
  17. аминь — АМ’ИНЬ (·греч. amen, с ·др.-евр. ). 1. в знач. утвердительной частицы. Истинно, верно — заключительное слово молитв и проповедей (церк.). 2. употр. в заговорах против ·т.н. нечистой силы, как магическое слово, заклинание (·обл., ·нар.-поэт. ). Толковый словарь Ушакова
  18. аминь — I ами́нь "высокопоставленное лицо при дворе турецкого султана" (Пересветов, XVI в.; Гудзий, Хрест. 228). Из тур., кыпч., уйг. [из араб.] ämin: 1. "надежный, верный", 2. "надсмотрщик, надзиратель", чагат, узб. ämin "начальник, городской голова"; см. Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. аминь — [греч. amen, с др.-евр.]. 1. в знач. утвердительной частицы. Истинно, верно – заключительное слово молитв и проповедей (церк.). 2. Употр. в заговорах против т. наз. нечистой силы, как магическое слово, заклинание (обл., нар.-поэт.). Большой словарь иностранных слов
  20. АМИНЬ — АМИНЬ (греч. amen, от др.-евр. — да будет верно, воистину) ,традиционное заключительное слово молитв и проповедей в христианстве и иудаизме. Большой энциклопедический словарь
  21. аминь — АМИНЬ.1. В христианском богослужении: заключительное восклицание молитв, проповедей в знач. верно, истинно. 2. нескл., м. и в знач. сказ., кому-чему. Конец, смерть (устар.). А. пришёл кому-н. Толковый словарь Ожегова