Анафема

(греч. άνάθεμα) — отлучение от Христа и Его Церкви.

Слово А. употреблялось еще древнегреч. авторами и обозначало вещи, пожертвованные божеству, которые больше не могли использоваться обычным, житейским образом. В Септуагинте А. — перевод древнеевр. слова herem, которое в Синодальном переводе Библии передано как «заклятое». В наиболее древних библ. текстах обычай заклятия — одно из рел. правил священной войны. Чтобы достичь победы, Израиль налагал заклятие на добычу, т.е. отказывался извлекать из нее выгоду для себя (Числ 21, 2; Ис Нав 6, 16–18), что влекло за собой полное уничтожение добычи (1 Цар 15).

В Деян 23, 14 А. выступает в значении клятвы, которой поклялись евреи, желавшие убить ап. Павла. Сам ап. Павел пишет, что он готов стать А., т.е. отлученным от Христа, ради своих братьев (евреев). Из слов ап. Павла следует, что А. назывались те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Христа (1 Кор 16, 22; Гал 1, 8). В ранней Церкви А. приобрела значение отлучения от церк. общения. С IV в. слово А. в смысле проклятия осквернителям могил появлялось на древнехрист. надгробиях. Провозглашение А. соборами и епископами, прежде всего по отношению к еретикам, стало обычной практикой. С VI в. источники канон. права различают, с одной стороны, А., или великое отлучение, предполагающее полное отделение от общины верных, а с другой — малое отлучение (простое исключение из участия в таинствах). Когда это последнее перестало применяться, А. и «отлучение» стали синонимами; слово А. при этом относилось в основном к особо торжественно провозглашенным отлучениям. В ныне действующем ККП (1983) термин А. более не используется.

(См. также Экскоммуникация).

Лит-ра: Анафема: История и XX век / Сост. П. Паламарчук. М., 1998; Brun L. Segen und Fluch im Urchristentum. Oslo, 1931; Fransen P. Die Formel «si quis dixerit ecclesiam errare» im Kanon 6 und 8 der 24 Sitzung des Trienter Konzils // Scholastik 25 (1950), 492–517; Idem. RОflexions sur l’anathПme au Concile de Trente // Ephemerides Theologicae Lovanienses 29 (1953), 657–672; Doskocil W. Der Bann in der Urkirche: Eine rechtgeschichtliche Untersuchung. MЯ., 1958; Mein K. Eucharist and Excommunication: A Study in Early Christian Doctrine and Discipline. Frankfurt a.M., 1975.

В. Никитин

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. анафема — -ы, ж. 1. церк. Отлучение от церкви, проклятие. Забыт Мазепа с давних пор; Лишь в торжествующей святыне Раз в год анафемой доныне, Грозя, гремит о нем собор. Пушкин, Полтава. 2. прост. Употребляется как бранное слово. Малый академический словарь
  2. анафема — Отлучение от церкви, от общества Краткий церковнославянский словарь
  3. Анафема — (греч. anathēma) в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви. См. Отлучение. Большая советская энциклопедия
  4. анафема — Проклятие Ср. О чем шумите вы, друзья, в Большой Мещанской? Зачем анафеме хотите вы предать Фиту и ер и ерь и ижицу и ять? Иль подвиг совершить мечтаете гигантский? Греч. К реформаторам русской орфографии (народ.). Ср. О чем шумите вы, народные витии?... Фразеологический словарь Михельсона
  5. Анафема — Анафема см. Заклятие. Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Анафема — (1 Кор 16:22; заклятие, отлучение). Под сим словом в общем смысле разумеется обречение какого либо животного, лица, или места конечной гибели, или Божескому отмщению (Лев 27:28, Нав 6:16). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. анафема — см. >> проклятие см. также -> предавать анафеме Словарь синонимов Абрамова
  8. анафема — Ан’афема (1Кор.12:3 ; 1Кор.16:22 ; Гал.1:8 ,9) — греч. проклятие и отвержение чего-либо (·срн. Рим.9:3). (см. клятва, проклятие) Библейский словарь Вихлянцева
  9. анафема — Ана́фем/а. Морфемно-орфографический словарь
  10. анафема — орф. анафема, -ы Орфографический словарь Лопатина
  11. АНАФЕМА — (греч. anatema) — в христианстве отлучение от церкви, проклятие. Советская историческая энциклопедия
  12. анафема — АНАФЕМА -ы; ж. [греч. anathēma]. В христианстве: отлучение от церкви, проклятие. ◊ Предать анафеме. Подвергнуть осуждению, заклеймить. ◁ Анафема! в зн. межд. Разг. Выражает резкое осуждение, крайнее неприятие кого-, чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  13. анафема — АНАФЕМА ж. греч. церковное проклятие, отлучение от церкви, отвержение обществом верующих; || об. брань, проклятие. Анафемствовать кого предавать анафеме; анафемить, ругать, проклинать, желать зла и гибели. Анафемщик м. анафемщица ж. ругатель, проклинатель, сквернослов. Толковый словарь Даля
  14. Анафема — (собственно, дар по обету, у греков этим именем называлось всякое посвященное божеству и сложенное в храме приношение) — означает на языке Библии, как перевод еврейского слова херем, нечто "находящееся под заклятием", т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. Анафема — (греч. anathema) отлучение от церкви. Словарь по культурологии
  16. анафема — анафема ж. 1. Отлучение от церкви; церковное проклятие (в христианстве). 2. перен. Резкое осуждение кого-либо или чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  17. анафема — АН’АФЕМА, анафемы, ·жен. (·греч. anathema). 1. только ед. Отлучение от церкви (церк.). Предать кого-нибудь анафеме. | Проклятие (·книж. ·устар. ). «Зачем анафемой грозите вы России?» Пушкин. 2. Проклятый, негодяй (·прост. ·бран. ). «Есть же такие анафемы, а?» Чехов. Толковый словарь Ушакова
  18. анафема — ана́фема "проклятие, отлучение от церкви", цслав., др.-русск. анаϑема – то же (XII в.), из греч. ἀνάθεμα; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31; ИОРЯС 12, 2, 220. Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. анафема — Анафемы, ж. [греч. anathema]. 1. только ед. Отлучение от церкви (церк.). Предать кого-н. анафеме. || Проклятие (книжн. устар.). Зачем анафемой грозите вы России? Пушкин. 2. Проклятый, негодяй (простореч. бран.). Есть же такие анафемы, а? Чехов. Большой словарь иностранных слов
  20. АНАФЕМА — АНАФЕМА (греч. anathema) — в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви. Большой энциклопедический словарь
  21. анафема — АНАФЕМА, ы, ж. 1. В христианстве: церковное проклятие за грехи против церкви, за поношение веры. Предать анафеме вероотступника. 2. употр. как бранное слово (прост.). Сгинь с глаз моих, а. ты этакая. Толковый словарь Ожегова