Анафора

(греч. άναφορά, от άναφέρω — возносить) — центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой.

Существенными элементами текста большинства А. являются: 1) префация — благодарение Богу за искупление во Христе и иные благодеяния, завершающееся славословием Sanctus («Свят, Свят, Свят...»); 2) эпиклесис — призывание Св. Духа на дары (хлеб и вино) и участников литургии; 3) повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее тайноустановительные слова; 4) анамнесис — воспоминание смерти и воскресения Христа, в ожидании Его Второго пришествия; 5) приношение, в котором собравшиеся приносят святую жертву Богу, посвящая Ему самих себя; 6) ходатайственные молитвы — поминовение живых и усопших — и прославление Богородицы и святых, напоминающие о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической жертве; 7) заключительное славословие в Троице единому Богу. При этом последовательность элементов 2–6 различна в разных А.

По-видимому, многие из структурных элементов А. существовали с апост. времен, однако первые христиане не имели твердо фиксированных текстов евхарист. молитв, а импровизировали их. Позже возникла тенденция к фиксации текстов А., когда Церковь отбирала для употребления лучшие из них. Самые ранние из сохранившихся А. относятся ко II–III вв.

К IV в. сформировались 3 осн. типа структурной организации текста А., обусловившие 3 ветви их дальнейшего развития: александрийско-римский, западно-сирийский и восточно-сирийский. К александрийско-рим. типу относятся некоторые А., используемые в коптском и эфиопском обрядах, а также Римский канон в латинском обряде. Западно-сир. тип представлен Литургией ап. Иакова, сохранившейся у яковитов (в отд. местах изредка совершается в визант. обряде), а также некоторыми месопотамскими А.; дальней ветвью этого типа являются А. галликанского и мозарабского обрядов. К восточно-сир. типу относятся 2 основные А. визант. обряда, представленные в литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также единственная А., используемая в армянском обряде; сюда же примыкают некоторые маронитские, коптские и эфиопские А.

В отличие от большинства А., используемых в вост. обрядах, А. зап. обрядов допускают ту или иную степень вариативности текста в зависимости от литург. периода, празднования или цели совершения мессы: в лат. и амвросианском обрядах это проявляется прежде всего в многообразии префаций; в галликанском и мозарабском обрядах лишь незначительная часть текста А. остается неизменной, а остальная предписывается каждым отд. частным последованием.

Изд.: Собрание древних литургий, восточных и западных: Вып. 1–5 // Христианское чтение. СПб., 1874–78 (репр. М., 1997–); Brightman F.E. Liturgies Eastern and Western Being the Texts Original or Translated of the Principal Liturgies of the Church. Ox., 1896; HКnggi A., Pahl I. Prex eucharistica: Textus e variis liturgiis antiquioribus selecti. Fri., 1968; Enchiridion euchologi***** fontium liturgicorum / Ed. E. Lodi. R., 1979.

Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947; Успенский Н.Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды 13 (1977), 40–147; Арранц М. Историческое развитие Божественной Литургии. Л., 1978; Bourque E. Гtude sur les sacramentaires romains. QuОbec, 1948–52. 2 vol.; Jeremias J. Die Abendmahlsworte Jesu. GЪ., 1960; Ligier L. Anaphores orientales et priПres juives // Proche-Orient ChrОtien 13 (1963); Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucharistica: Saggio sulla genesi litteraria di una forma: TodИ veterotestamentaria, berakИ giudaica, anИfora cristiana. R., 1981; Bouyer L. Eucharistie: ThОologie et spiritualitО de la priПre eucharistique. P., 1990.

П. Сахаров

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Анафора — АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). А. может быть звуковой: «В речном тумане виснет ниже Вечерний красный парус дня». Литературная энциклопедия
  2. анафора — -ы, ж. лит. Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз; единоначатие; например: Гляжу на будущность с боязнью... Малый академический словарь
  3. анафора — Фигура речи, основанная на повторении слов, синтаксических конструкций, звуков, отдельных смыслов. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  4. анафора — Единоначатие, повторение в начале предложений в художественной прозе или в начале стихотворных строк сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений. Этот стилистический прием направлен на усиление выразительности, лучшей передачи эмоций. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  5. анафора — (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  6. Анафора — АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов... Словарь литературных терминов
  7. анафора — Ана́фор/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. анафора — орф. анафора, -ы Орфографический словарь Лопатина
  9. анафора — АНАФОРА -ы; ж. [греч. anaphora]. Лит. Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз (например: Гляжу на будущность с боязнью... Толковый словарь Кузнецова
  10. Анафора — (греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих друг за другом предложений, а такое же повторение слов в конце предложений называется эпифора... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. анафора — анафора ж. Стилистический приём в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале смежных или близко расположенных строк, строф или фраз. Толковый словарь Ефремовой
  12. анафора — "св. дары" (часть просфоры, освящаемая во время литургии и символизирующая тело Христово), др.-русск., с XII в., из греч. ἀναφορά – то же, см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31; Бернекер 1, 28. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. анафора — [от гр. вынесение вверх] – поэтический приём, состоящий в повторении в начале двух или нескольких отрезков речи (стихов, фраз) одного и того же слова или звука, например, “Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю?” (Пушкин) Большой словарь иностранных слов
  14. АНАФОРА — АНАФОРА (греч. anaphora, букв. — вынесение) — стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..." (А. С. Пушкин). Большой энциклопедический словарь