Анастасий II

(Anastasius) — Папа Римский (24.11.496–19.11.498), римлянин. Его избрание Папой отражало настроения неудовлетворенности во влиятельных кругах Рима жесткой линией во взаимоотношениях с Визант. Церковью (эта линия проводилась Феликсом II и Гелазием I в связи с Акакиевой схизмой). Сразу же после интронизации А. направил миссию в Константинополь к имп. Анастасию I с посланием, в котором выражал надежду на восстановление церк. единства. Хотя А. был согласен с обвинениями патр. Акакия в гетеродоксии, тем не менее он признал действительными совершенные им и его духовенством рукоположения и крещения. В своем послании А. изложил традиционное для катол. богословия учение о независимости действенности таинств от личных качеств совершающего их дух. лица, сравнивал благодать с лучами солнца, которые остаются чистыми и неискаженными, хотя порой проникают сквозь грязнейшие места. Из этой умозрительной богосл. предпосылки Папа сделал практические полит. выводы: признав посвящения, совершенные патр. Акакием, действительными, он счел, что после смерти Акакия есть все основания для восстановления общения между Рим. и Константиноп. Церквями. При этом А. принял диакона Фотина, представителя Фессалоникийского архиеп. Андрея (в прошлом сторонника патр. Акакия), и направил его в Константинополь для участия в богосл. диспутах. Такое поведение А. ужаснуло многих в Риме, а сам факт принятия Фотина был расценен как предательство катол. веры. В это время Папа внезапно скончался, и его противники увидели в этом несомненный знак Божественного суда. Имя А. не было включено в древние мартирологи; даже тени подозрения о каких-то соглашениях с гетеродокс. визант. иерархами и властями было достаточно для того, чтобы он стал вторым (после Либерия) из неканонизированных Римских пап, хотя его предполагаемая вина так и осталась неподтвержденной. Согласно ср.-век. легенде, нашедшей отражение в Божественной Комедии Данте, А. был ввержен в ад: «Здесь Папа Анастасий заточен / Вослед Фотину правый путь забывший» (Ад, XI, 8–9).

Сохранилось послание А. к епископам Галлии, посвященное богосл. проблеме происхождения души, в котором он, развивая идеи августинистского креационизма, выступил против традукционизма.

А. похоронен в соборе Св. Петра.

Соч.: Thiel A. Epistolae Romanorum Pontifi***** genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II. Brunsbergae, 1868, t. 1, p. 615–639.

Источн.: LP 1, 44.

Лит-ра: Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 2, с. 56–59; Viani L. Vite dei due pontefici S. Gelasio e Anastasio II. Modena, 1880; Grisar H. Geschichte Roms und der PКpste im Mittelalter. Fr., 1901, S. 457–460; Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Age: 476–752. L., 1979; Kelly, 49–50; EP 1, 462–464.

В. Задворный

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me