Антихрист

Фигура из Библейской апокалиптики, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Кроме того антихристом считается всякий стремящийся занять место Христа, стать вместо Христа, не будучи внутренне последователем Христа.

Термин происходит из Нового Завета и на греческом языке значит «Против помазанника Божьего» (αντί Χριστός). Слог αντί можно с греческого также перевести как «вместо».

Упоминание в Библии

Ветхий Завет

Пророк Даниил видит "небольшой рог", т.е. царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан.7:8,24 и след.; ср. Дан.11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сирийским царем Антиохом IV Эпифаном (175-163 гг. до Р.Х.). Он был как бы прообразом Антихриста последних времён. Упоминание в Мк.13:34 о "мерзости запустения" (ср. 2Фес 2 и Откр 13) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако противников Бога в Ветхом Завете следует чётко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об Антихристе (являющего себя вместо Христа).

Новый Завет

* Откровение Иоанна Богослова, глава 13

* Первое послание Иоанна 2:18, 2:22, 4:3

* Второе послание Иоанна ст.7

* Во втором послании к Фессалоникийцам (Солунянам) гл. 2 говорится о человеке греха, сыне погибели.

Представление об антихристе

Представление об антихристе возникло ещё в первые времена христианства как понятие о посланном дьяволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить всё зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. В конце концов этот посланник Сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом.

Представление об антихристе возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. в лице нечестивого Антиоха Эпифана, царя четвёртой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан.9:27; Дан.11:31; ср. Мф.24:15). Предсказание о нем усматривается в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез.38:2; Иез.39:1; ср. Отк.20:8). По учению апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа, за самого Бога (2Фес.2, 2Фес.3 и след.).

Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой ещё евреи видели четвёртое всемирное царство, о котором говорил Даниил, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение антихриста. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придёт бороться против царства Мессии.

Начиная с XIII века в партиях и сектах, отложившихся от папы, принято было усматривать антихриста в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Виклефа, чешского реформатора Янова и других. Воззрения на папу как на антихриста символически перешло и в учение лютеран. В греко-восточной церкви с XV века считали антихрист сарацино-турецкое господство Мухаммада и в 1213 г. даже папу Иннокентия III.

Пришествие антихриста ожидалось в 1000 г., при начале крестовых походов, при появлении чумы, или чёрной смерти, голода и других бедствий в XIV веке. Некоторые видели антихриста затем в Наполеоне I в 1805 г. и в 1848 и 49 г его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, звериное число 666 (число) приурочивалось и к Наполеону III. Ещё Роджер Бэкон († 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, старались, подобно современным ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия антихриста. У евреев позднейших времён также встречается представление об антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (то есть губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 фут. росту и 12 же фут. толщины. Также в устной еврейской традиции существует легенда о царе Армиллие, противнике Мессии[1].

В старообрядчестве существует две основных концепции антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев «никонианской» церкви и властей.

После Русской революции 1917 и уменьшения влияния Церкви, некоторые фанатики с антихристом сравнивали сначала Ленина, а потом и Сталина. Но с началом Второй Мировой войны первым на звание антихриста выдвинулся Адольф Гитлер.

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. антихрист — -а, м. 1. В христианском вероучении: главный противник Христа, который якобы должен явиться перед концом мира. 2. прост. устар. Употребляется как бранное слово. Малый академический словарь
  2. АНТИХРИСТ — (греч. άντίχριστος «противохристос») в христианской мифологии противник Иисуса Христа, который явится в конце времен и возглавит борьбу против Христа, но будет им побежден. Мифологическая энциклопедия
  3. Антихрист — АНТИХРИСТ — противник или враг Христа, обманно выдающий себя за него (предлог «анти» в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл «против», но иногда и «вместо»). Впервые слово употреблено в I Послании Иоанна. Литературная энциклопедия
  4. Антихрист — В христианской мифологии противник Христа, который якобы явится незадолго до «конца мира» и возглавит борьбу против Христа, но в конце концов будет побежден. Раннее христианство заимствовало образ... Большая советская энциклопедия
  5. антихрист — Ср. Ты враг Христов, антихристов посланник. Некрасов. Кому на Руси. Странники. Ср. Вооружают против меня целые селения, говоря, что я хочу ввести басурманскую веру в России, что я антихрист... И.И. Лажечников. Ледяной дом. 2, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  6. Антихрист — Антихрист. Слово «А.» пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2:18 — дважды; 2:22; 4:3; 2Ин 7). Приставка анти- в греч. яз. означает не столько «против», сколько «взамен», «вместо». След., согл. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. Антихрист — (противник Христа; 1 Ин 2:18, 19, 22). В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. антихрист — Ант’ихрист (против Христа) (1Иоан.2:18 ,22; 1Иоан.4:3 ; 2Иоан.1:7) — всякий, отвергающий Христа, а также та личность, которая придет в последнее время (1Иоан.2:18) для обольщения (обмана) погибающих, о которой, хотя и под другим именем, говорит также ·ап. Библейский словарь Вихлянцева
  9. антихрист — Анти́/христ/. Морфемно-орфографический словарь
  10. Антихрист — орф. Антихрист, -а (в христианском вероучении: главный противник Христа) и антихрист, -а (бран.) Орфографический словарь Лопатина
  11. антихрист — АНТИХРИСТ -а; м. 1. [с прописной буквы] В христианском вероучении: главный противник Христа, который должен явиться для последней борьбы перед концом света и вторым пришествием Христа. 2. Бранно. Толковый словарь Кузнецова
  12. антихрист — АНТИХРИСТ м. всякий противник Христу; в народе, антий; собств. злой дух, ратующий против истины и добра. Он должен явиться пред скончанием мира (века) и открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо. Антиев хлеб, раскольн. картофель. Толковый словарь Даля
  13. Антихрист — (греч. , «противохристос»), в христианском вероучении противник Иисуса Христа, который явится в конце времен и возглавит борьбу против Христа, но будет Им побежден. Словарь по культурологии
  14. антихрист — 1. антихрист м. Употребляется как порицающее или бранное слово по отношению к очень плохому человеку. 2. Антихрист м. Противник Христа, который — по христианскому пророчеству — должен явиться накануне конца света, возглавит борьбу против Христа, но будет побеждён Христом. Толковый словарь Ефремовой
  15. Антихрист — В христианской мифологии противник Христа и Бога, который (согласно Апокалипсису) должен явиться перед концом света, незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью. Он возглавит темные силы, выступающие против Христа, но в ко Краткий религиозный словарь
  16. антихрист — АНТ’ИХРИСТ, антихриста, ·муж. (·греч. antichristos). По христианскому вероучению — главный и последний враг Христа, который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом (церк.). | Бранное слово (·прост. ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  17. антихрист — анти́христ др.-русск., встречается часто; см. Срезн. 1, 25. Из греч. ἀντίχριστος; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 32. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. антихрист — Антихриста, м. [греч. antichristos]. По христианскому вероучению – главный и последний враг Христа, который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом (церк.). || Бранное слово (простореч. устар.). Большой словарь иностранных слов
  19. АНТИХРИСТ — АНТИХРИСТ — в христианской мифологии противник Христа, который явится накануне "конца мира" и будет Христом побежден. Большой энциклопедический словарь
  20. антихрист — АНТИХРИСТ, а, м. 1. В христианской мифологии: противник Христа, к-рый должен явиться перед концом света. 2. употр. как бранное слово (устар. прост.). Толковый словарь Ожегова
  21. Антихрист — Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. АНТИХРИСТ — АНТИХРИСТ — в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка — оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. А. неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Новейший философский словарь