Авель

(древнеевр. hebel — дуновение, аккадское apilu — сын) — второй сын Адама и Евы, младший брат Каина. В библ. повествовании (Быт 4, 1–16) говорится о том, как братья принесли Богу жертвы: Каин, земледелец, — плоды земли, а А., пастух, — лучших животных из своего стада. Из-за того, что Бог принял только жертву А., Каин убил своего брата. Богосл. содержание истории Каина и А. заключается прежде всего в последствиях первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Уже ближайшие потомки прародителей представляют две противоположные нравственные позиции, определяющие различное отношение Бога к ним. По интерпретации ап. Иоанна, Каин совершил убийство, потому что “дела его были злы, а дела брата его праведны” (1 Ин 3,12). Ап. Павел объяснял, что именно верою “Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин” (Евр 11, 4). Кровь, пролитую праведным А., первым мучеником (Мф 23, 35; Лк 11, 51), можно рассматривать как прообраз совершенной искупительной жертвы Иисуса Христа (Евр 12, 24). Амвросий Медиоланский видел в чистой жертве А. прообраз Евхаристии (De incarnationis Domini sacramento 1, 4). Юстин Философ рассматривал А. как образ человека, праведно приносящего жертву (Dialogus ***** Tryphone Iudaeo 19, 3). Для св. Августина А. — символ Церкви, преследуемой миром и утешаемой Богом (De civitate Dei 15, 18, 2; 18, 51, 2). Жертва, принесенная праведным А., упоминается в Римском каноне Святой Мессы вместе с приношениями Авраама и Мелхиседека.

В раннехрист. искусстве А. изображался в рельефных композициях на саркофагах и в мозаиках — как правило, приносящим жертву, вместе с Каином или праведным Мелхиседеком (мозаики в церквях Св. Виталия, 547, и Св. Аполлинария, ок. 675, в Равенне). Позднее изображения А. появлялись как в мозаичных композициях (XI в., собор Св. Марка, Венеция), так и в рельефах (Л. Гиберти, двери баптистерия, XV в., Флоренция) и в живописи. Здесь А. представляли чаще в сцене братоубийства (Тициан, XVI в., Санта Мария делла Салюте, Венеция), чем во время жертвоприношения. Иногда обе эти сцены соединялись в одной картине (Я. Тинторетто, XVI в., гал. Академии, Венеция). Нередко образ А. фигурирует в произведениях искусства XIX в. (Ж. Дюпре, Авель, бронзовая скульптура), в некоторых композициях — вместе с Адамом и Евой, что добавляет новую тему в традиционный сюжет (Э. Барриас, Адам и Ева несут тело Авеля).

Лит-ра: Aptowitzer I. Kain und Abel in der Legende. W., 1922; Cabrol F. // DACL 1, 61–66; Mangenot E. // DThC. 1, 28–35; Gunkel H. Das Buch Genesis. Gц., 1967; Jakubiec C. Prehistoria biblijna. Poznaс, 1969.

И. Баранов, Л. Мирри

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АВЕЛЬ — (еврейск. hevel, возможно, от аккад. aplu, «сын»; греч. "Αβελ) в ветхозаветном повествовании второй сын прародителей людей Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом земледельцем Каином из зависти: жертва... Мифологическая энциклопедия
  2. авель — Обман. (Адам и Ева так назвали второго сына потому, что обманулись в первом сыне Каине.) Краткий церковнославянский словарь
  3. Авель — Библейский мифологический персонаж, 2-й сын Адама и Евы (См. Ева), «пастырь овец». Убит из зависти своим старшим братом Каином — земледельцем, когда бог Яхве предпочел принять жертвоприношение А. В иудаистической и христианской традиции — образ кроткой и невинной жертвы жестокости. Большая советская энциклопедия
  4. Авель — Авель (eвр. Хевел, возм., происходит от аккад. аплу или шумер. ибила, «сын», но более вероятно, от евр. хевел, «дуновение», «ничтожность»). А. — второй сын Адама, пастух. Бог принял жертву, к-рую А. принес от первенцев своего стада и от их тука. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Авель — (Быт 4:2), на еврейском: Хибель — дуновение, пар, и отсюда — суета, ничтожество, или нечто скоропреходящее, был второй сын Адама и Евы. «И был Авель пастырь овец, — говорит бытописатель, — а Каин земледелец. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Авель — ’Авель (дуновение, незначительность) (Быт.4:2 ,4,8,9; Мат.23:35 ; Лук.11:51 ; Евр.11:4 ; Евр.12:24) — младший сын Адама и Евы, принесший Богу более угодную жертву, чем Каин, его старший брат, за что и был им убит (1Иоан.3:12). Библейский словарь Вихлянцева
  7. Авель — орф. I Авель, -я: Каин и Авель II Авель, муж. имя (Авелевич, Авелевна) Орфографический словарь Лопатина
  8. Авель — Я, муж. Стар. редк. Отч.: Авелевич, Авелевна. Производные: Авеля; Веля; Авиля; Виля; Ава. Происхождение: (От др.-евр. hebel — легкое дуновение. В библии — имя легендарного сына Адама.) Словарь личных имен
  9. Авель — Авель Авель — монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои предсказания (дней и даже часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы) многократно попадал в крепость и тюрьмы... Большая биографическая энциклопедия
  10. АВЕЛЬ — АВЕЛЬ — в Библии сын Адама и Евы, "пастырь овец", убитый из зависти старшим братом Каином — земледельцем, когда бог Яхве предпочел дары Авеля. В переносном смысле — невинная жертва жестокости. АВЕЛЬ (1757-1841) — монах-предсказатель, из крестьян. Большой энциклопедический словарь