Богослужебная утварь

Среди богослужебной утвари важнейшее место принадлежит евхаристическим сосудам – т. е сосудам, предназначенным непосредственно для евхаристических видов (Тела и Крови Христа).

Патена

При совершении Мессы большая гостия полагается на патене – блюдце, которое ставится на алтаре (если освящаются и малые гостии в небольшом количестве, они тоже могут быть разложены на патене). Патены чаще всего изготавливаются из металла, хотя в последнее время патены стали иногда делаться и из других материалов, в частности, керамические. В наши дни в латинском обряде стали нередко использоваться патены на ножке, похожие на дискос (сосуд, применяемый в тех же целях в византийском обряде).

Слово патена применяется и в другом значении: так называется металлическая пластина, которая держится под устами верующего в тот момент, когда ему преподается Тело Христово.

Вино для освящения находится в чаше, которая ставится на алтаре рядом с Чашапатеной. Чаще всего она сделана из металла (внутренняя ее поверхность должна быть из неокисляющегося материала) и имеет форму кубка на ножке; в наши дни можно встретить чаши и из других материалов (среди них преобладает керамика), а также иных форм. (Обычно слово “чаша” пишется со строчной буквы, когда речь идет просто о данном евхаристическом сосуде как о предмете. Если же оно употребляется в значении синонима Крови Господней, то пишется с прописной буквы; написание этого слова с заглавной буквы уместно и в тех случаях, когда речь идет о сосуде с уже освященным вином).

Когда нужно освятить сразу много малых гостий (для Причащения множества народа), используется глубокий сосуд, по форме, как правило, напоминающий чашу, который называется киворием. Киворий предназначен также для хранения освященных Гостий. Из него же служитель Евхаристии берет Гостии при Причащении верных. Сверху киворий закрывается крышкой (иногда в крышке кивория имеется маленькое окошечко, позволяющее преподавать верующим Тело Христово под открытым небом, не подвергая освященный Хлеб опасности от ветра или дождя).

Дароносица (монстранция)Для торжественного выставления Тела Христова предназначена дароносица, или монстранция – большая конструкция (как правило, из металла; чаще всего в форме солнца с расходящимися от него лучами, однако бывает и в форме храма) с полостью посередине, где за прозрачным окошечком находится Гостия. Дароносицей называется также небольшой сосуд (обычно в форме круглой коробочки) для домашнего хранения Святых Даров и принесения их причастникам, не имеющим возможности прийти в храм (например, больным); для обозначения этого предмета может использоваться также термин “ковчежец”. Небольшой сосуд со стеклянным окошечком для хранения и выставления Тела Христова называется кустодией.

Помимо евхаристических сосудов существует еще ряд сосудов, используемых как вспомогательные при совершении Мессы. Это ампулы – стеклянные, металлические или керамические сосуды, в которых подаются вино и вода во время Приготовления даров в начале Евхаристической Литургии и для очищении сосудов после Причащения. Кроме того, это сосуды для омовения рук священника – небольшой кувшин с водой и тазик. Эти сосуды должны, по возможности, находиться на специальном столике слева от алтаря.

Покров на чашеК числу предметов утвари, необходимых для совершения Мессы относятся Корпорал и покровецтакже корпорал (прямоугольный белый плат, на который ставятся патена и чаша во время Евхаристической Литургии), пурификатор (белый плат, которым отираются евхаристические сосуды после их очищения), покровец (пластина, покрывающая верх чаши) и покров (ткань для покрытия чаши).

По традиции различные части алтаря покрываются тканями разной формы, в зависимости от их места на алтаре. Эти ткани именуются алтарными облачениями. В наши дни полный набор алтарных облачений можно увидеть только на алтарях, сохранивших свой дореформенный вид. Для алтарей нового типа предусмотрен только один алтарный покров, постилаемый на всю поверхность алтаря.

Важнейшей принадлежностью католического культа является крест, обязательно присутствующий на алтаре или непосредственно около него. Крест с изображением распятого на нем Христа именуется распятием. Крест на высоком древке, предназначенный для несения во время процессий, называется процессионным крестом.

Помимо него при процессиях верующими носятся хоругви: хоругвь представляет собой крепящееся на высоком древке изображение (чаще всего, на ткани) Господа Иисуса Христа, или Богородицы, или кого-либо из святых, или какого-нибудь христианского символа. Над Святыми Дарами при процессиях могут нести также балдахин, или процессионную сень.

К числу предметов, постоянно используемых при богослужениях и молитве, а также в храмах, часовнях и в святых местах, относятся свечи. Особое место в богослужении латинского обряда занимает благословляемая в Навечерие Пасхи и остающаяся у алтаря до торжества Вознесения (а иногда и дольше) пасхальная свеча, или пасхал. На Сретение Господне благословляются сретенские свечи, которые верующие держат в руках во время Мессы (у некоторых славянских народов существует обычай хранить их в домах и зажигать во время грозы, чем объясняется народное название такой свечи: “громница”).

Помимо названных предметов к богослужебной утвари относятся несколько видов сосудов для воды, используемых при богослужениях. Это, в первую очередь, купель – сосуд для крещения (впрочем, купелью может называться даже своего рода бассейн для тех же целей) и кропильница – сосуд с освященной водой для окропления людей или различных предметов, помещений и т.п. (кропильницей называется также сосуд с освященной водой при входе в храм). Предмет, при помощи которого священнослужитель совершает окропление, называется кропилом (кропило бывает либо в форме кисти, окунаемой в кропильницу, либо в форме металлической палочки с пористым шаровидным наконечником, способным удерживать в себе воду).

Кадило

Для каждения может использоваться кадило (металлический резервуар с тлеющими углями, крепящийся на нескольких длинных цепочках, концы которых соединены между собой) или кадильница (высокая жаровня с углями). Вещество, воскуряемое при каждении, называется ладаном. Ладан хранится в сосуде, именуемом лодкой (потому что имеет форму лодки), откуда берется специальной ложкой и всыпается в кадило или в кадильницу, поверх тлеющих углей.

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me