Дюальд, Жан-Батист

Жан-Батист Дюальд, в старых изданиях пишется Дю Гальд или Дюгальд (фр.Jean-Baptiste Du Halde, кит. 杜赫德, пиньинь Dù Hèdé). 1 февраля 1674 г., Париж — 18 августа 1743 г., там же. Французский историк-востоковед, монахОрдена иезуитов. Один из наиболее влиятельных китаеведов XVIII в., автор фундаментального «Описания Китайской империи» (Description de l’empire de la Chine). Не знал китайского языка и никогда не был в Китае.

Жизнь и труды

Вступил в Орден иезуитов в 1692 г., одновременно заняв место профессора в одном из коллежей Парижа. В 1711—1743 гг. редактировал Lettres édifiantes et curieuses, écrites des Missions étrangères, par quelques missionnaires de la Compagnie de Jésus — фундаментальнейший 34-томный свод сведений об отдалённых странах мира, созданных иезуитскими учёными и миссионерами. Дюальд был редактором-составителем и автором предисловий к томам IX—XXVI.

Редакторская работа Дюальда, а особенно составленный им четырёхтомный свод Description géographique, historique, chronologique, politique et physique de l’empire de la Chine et de la Tartarie chinoise("Географическое, историческое, хронологичечское и физическое описание Китайской империи и китайской Татарии", 1736), оказал сильное влияние на интеллектуалов эпохи Просвещения . Не издававшиеся доселе биографии, и иезуитские трактаты стали почвой для многочисленных дискуссий о природе философской монархии, деизме и естественной религии и т. п. Одновременно, Дюальд впервые издал карты Кореи и Китая (всего 42 карты разных провинций), составленных Жан-Батистом Режи (1665? — 1737) и Жан-Батистом Бургиньон д’Анвилем (1697—1782).

«Описание Китайской империи» был первым энциклопедическим трудом по всем сторонам жизни китайской цивилизации, включая сведения о государственном устройстве, биографии императоров, сельское хозяйство, технология изготовления фарфора и т. д. Здесь же впервые были напечатана биография В. Беринга. Труд очень быстро был переведён на все европейские языки, включая английский (1738) и русский (1786), и пользовался большой популярностью. Как источник представлений о Китае в XVI—XVIII в. он сохраняет свою ценность и поныне.

Некоторые труды Дюальда так и остались в рукописях, например Le Sage chrétien, ou les Principes de la vraie sagesse, pour se conduire chrétiennement dans le monde paru (1724).

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me